Картофель

Золотая чаша афродиты. Афродита в культуре

Входившая в число двенадцати великих олимпийских богов . Она была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали золотой цвет волос и сияющие глаза, красоту ее лица и тела, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.

Афродита родилась, согласно «Теогонии» Гесиода , около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана , которая попала в море и образовала белоснежную пену (по-гречески - афрос, отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветер принёс её на остров Кипр, где вышедшую из морских волн богиню и встретили Оры .

Афродита возникла вблизи Кипра обнаженной из воздушной морской раковины- отсюда её прозвище «Киприда». Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом. Образ Афродиты, возникающей из морской пены, запечатлен на бессмертном полотне Боттичелли «Рождение Венеры». Это версия Гесиода.

Она безжалостна к тем, кто отвергает любовь.

Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.

Сраженные ее красотой, многие из греческих богов соперничали как претенденты на ее руку и сердце. Она выбрала Гефеста , хромого бога огня и кузнечного мастерства. Афродита и Гефест не имели детей. Их брак может представлять союз красоты и мастерства, из которого рождается искусство. Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Она часто изменяла Гефесту.

Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама.

Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, слова обольщения, желание; он любого делал влюбленным в его хозяйку. Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом .

Гефест узнал о её связи с Аресом и был очень рассержен. Ревнивый муж выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую, опустив с потолка, прикрепил незаметно к подножию кровати, а затем объявил жене, что отправляется отдохнуть немного на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу уйти, как Афродита послала за Аресом, который тут же явился. Утром любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью - голые и беспомощные. Явился Гефест вместе с приглашенными им поглазеть и посмеяться остальными богами (богини из деликатности остались дома). Только благодаря Посейдону Арес получил свободу. Афродита вернулась на Кипр, где, искупавшись в море, вернула себе девственность.

У Афродиты и Ареса было трое детей: дочь Гармония и два сына, Деймос (ужас) и Фобос (страх), сопровождавшие своего отца в битвах вместе с богинями Эридой и Энио . Афродита и Арес представляют союз двух наименее контролируемых страстей – любви и войны, которые, будучи в совершенном равновесии, могли создавать гармонию.

Возлюбленным Афродиты был Адонис.

Миф об Афродите и Адонисе

(Овидий . Метаморфозы. X, 529–739)

Пересказ Георга Штоля

Никого не любила так Афродита, как дивно прекрасного Адониса, сына сирийского царя. Пафос, Книдос и металлоносный Амафунт, где так охотно бывала прежде богиня, забыты ею; для Адониса забыла она и самое небо.

Не рядилась она и не нежила себя, как прежде: до колен подобрав одежду, бродит она с юношей по горам, лесам и скалам, поросшим колючими растениями; с собаками преследует она ланей, зайцев и других неопасных зверей, но мощного вепря, медведя и волка избегает и Адонису советует держаться подальше от этих зверей.

«О милый мой! Хорошо быть храбрым перед бегущими; смелость опасна. Не будь безрассудно отважен: не нападай на зверя, которому природа дала опасное оружие. Ни лев, ни щетинистый вепрь не пожалеет, как я пожалела бы, ни юности, ни красоты твоей. Берегись их: твое мужество может быть опасно мне и тебе». Так говорила - и не раз - богиня, и следовал юноша советам ее, пока богиня была при нем.

Но раз, на Кипре, удалясь от нее на время, забыл Адонис о ее советах. Псы его выгнали из чащи на поляну страшного вепря, и Адонис метнул в него своим охотничьим дротиком. Раненый, разъяренный вепрь обернулся и бросился на юношу; не спасло несчастного бегство. Клыками своими вепрь нанес ему такую рану, что мгновенно пал он, испуская дух, на землю. Издали услыхала Афродита стоны умирающего и в запряженной лебедями колеснице поспешила на место, где случилось несчастье. Увидав убитого юношу, быстро сходит она с колесницы, разрывает одежды, терзает себе грудь и горько рыдает. Но воплями не воскресить умершего.

Чтобы совершенно не погибла память о юноше, с божественным нектаром смешала Афродита кровь его и превратила ее в красный, как кровь, цветок. Кратко, как жизнь юноши, время его цветения, скоро сдувает ветер его быстро блекнущие листья, и оттого назвали его анемоном, ветреницей.

Афродита глазами художников

Венера с зеркалом. Картина Д. Веласкеса, 1657, Лондон , Национальная галерея

Адольф Вильям Бугро "Афродита"

Художник Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль. Афродита.

Д.Энгр. Рождение Венеры



Не изнеженной, ветреной богине Афродите мешаться в кровавые битвы. Ее царство - царство любви. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря власти, власти любви, она царит над всем миром. Девушкам дает она красоту и юность и благословляет их счастливым браком, в сердцах юношей ярким пламенем зажигает любовь и даст им счастье и радость. Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и девственная Артемида не подчинены ее могуществу. В одном поясе Афродиты заключено столько чар любви, что даже великая Гера часто просит Афродиту дать ей на время этот пояс, чтобы сильнее пленить Зевса.

Прекрасна Афродита, прекрасней всех богинь. Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла. Тело ее бело и нежно, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной златых волос, как венец лежащих на се невыразимо прекрасной голове, вся олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности, сияет среди богинь Олимпа Афродита. Когда идет она, сияя своей красотой, в блестящих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса, к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней, и они подчинены власти богини любви. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы горы и хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, умащают благовониями ее нежное тело, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные горы вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только ни ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги, пораженные ее красотой. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

ПИГМАЛИОН
Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей, как дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику.
Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей, белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, что она дышит; казалось, что вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Пигмалион обнимал ее; он целовал ее холодные, жесткие уста, разговаривал с ней, как с живой, называя самыми нежными именами. Он дарил статуе драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками из цветов и сделал ей ложе из сидонского пурпура. Как часто шептал Пигмалион:
- О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать на мои ласки, на мои речи, о, как был бы я счастлив!

Но статуя была нема.
Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами; он простер к богине руки и в обращенной к богине пламенной молитве прошептал:
- О вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену столь же прекрасную, как статуя той девушки, которую я сделал.

Пигмалион не решился просить богов оживить сто статую, он боялся прогневить такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя пред изображением богини любви Афродиты, этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, обнял ее и приник к ее холодным устам. Вдруг показалось Пигмалиону, что губы статуи стали теплыми, что тело ее как будто дрогнуло и стало мягким, как воск с вершин Гимета, согретый лучами солнца.
Пигмалион не верит этому чуду. Он трогает дрожащими руками тело статуи, смотрит ей в лицо полными надежды глазами.

О счастье, о радость! Статуя ожила. Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Славя великую богиню любви Афродиту и полный благодарности ей за то счастье, которое она ему послала, Пигмалион в восторге обнял прекрасную девушку, спустившуюся к нему с пьедестала. Он осыпал ее поцелуями. Зарделась она от девичьего стыда и глазами, полными любви, взглянула на художника. Богиня наградила Пигмалиона за его любовь.

НАРЦИСС
Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса и нимфы Лавриопы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Всеми, кто хоть раз видел красивого юношу, овладевала любовь к нему, так был он прекрасен.
Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо. Не могла нимфа сама заговорить с Нарциссом. Над ней тяготело наказание богини Геры: молчать должна была нимфа Эхо и отвечать лишь на вопросы, повторяя только их последние слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огляделся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:

Эй, кто здесь! – Кто здесь! – раздался громкий ответ Эхо.

Иди сюда! – крикнул Нарцисс. – Сюда! – ответила Эхо.

С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам. Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:

Сюда, скорей ко мне!

И радостно откликнулась Эхо:
- Скорей ко мне!

Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша, гордо промолвив:
- Опусти скорей твои руки, лучше умру я, чем всегда быть с тобой.

Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в темном лесу. Печально прозвучали вослед ему полные грусти слова: «Быть с тобой!» Спряталась в лесной непроходимой чаще отвергнутая нимфа. Страдает она от любви к Нарциссу, никому не показывается, и только печально отзывается на всякий возглас: несчастная Эхо.

А Нарцисс остался по-прежнему гордым и холодным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И раз воскликнула одна из отвергнутых им нимф:

Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть никогда не отвечает тебе взаимностью та,которую ты полюбишь!

Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни разу не касались вод ручья ни пастух, ни горные козы; даже сломанная ветка не падала в ручей. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале отражалось в ней все вокруг: и кусты, и стройные кипарисы, и цветы, что росли на берегу, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и страстная любовь овладевает им к собственному отражению. Полными любви глазами смотрит он на дивного юношу в воде, он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать юношу, по целует только студеную прозрачную воду ручья.
Все забыл Нарцисс; он не уходит от ручья, не отрываясь любуется своим отражением. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс:
- О, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только немного воды, и все же не можем мы быть с тобою вместе. Выйди же из ручья, прекрасный юноша! Я вижу, и ты простираешь ко мне руки, когда я простираю к тебе свои. Когда я нагибаюсь к воде, чтобы поцеловать тебя, и ты стремишься весь ко мне, и твои уста ждут тоже поцелуя. Когда я улыбаюсь, и ты улыбаешься мне. А когда я в горе лью слезы, плачешь и ты, слезы дрожат и в твоих прекрасных глазах. Я вижу, как ты отвечаешь мне, вижу, как движутся твои алые губы, но я не слышу твоих слов.

Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде. Вдруг страшная мысль пришла ему в голову, и тихо шепчет он своему отражению, наклоняясь к самой воде:
- О горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя! Ведь ты – я сам! Я люблю самого себя. О, если бы могло быть два Нарцисса! О, если бы я мог отделиться от своего тела! Страданья лишают меня сил. Я чувствую, что немного осталось уже мне жить. Едва расцветши, увяну я и сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня; смерть принесет мне отдых от мук любви.

Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды пошли широко круги, и пропало изображение прекрасного юноши. Со страхом воскликнул Нарцисс:
- О, ты скрылся! Останься! Не покидай меня, жестокий! О, дай хоть смотреть на тебя!

Но вот опять спокойна вода, опять появилось отражение, опять, не отрываясь, смотрит на него Нарцисс. Тает он, как роса на цветах в лучах горячего солнца. Видит и несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают ее сердце.

О горе! – восклицает Нарцисс. – Горе! – отвечает Эхо.

И еще тише, чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:
- Прощай!

Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок – цветок смерти; нарцисс зовут его.

АДОНИС
Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно девственной Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами солнца и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серп, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. После охоты отдыхала Афродита на сочной траве зеленых долин с Адонисом, склонясь к нему на колени своей божественно прекрасной головой. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Радовался Адонис такой богатой добыче, не предчувствовал он, что это его последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее божественной крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над так рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы всегда сохранялась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.
Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви. Велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Ликует вся природа, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты, Адонис.

ЭРОТ
Царит златая Афродита над миром. У нее, как у Зевса-громовержца, есть посланник; чрез него выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты – сын ее Эрот, веселый, быстрый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот быстро носится на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка.

В руках его маленький золотой лук, за плечами колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Эти стрелы разят всех, даже громовержца Зевса. Не щадит Эрот и мать свою Афродиту; много раз пронзал он и ей сердце своими золотыми стрелами. Золотой искрой сверкнет стрела в воздухе, без боли вонзится она в сердце намеченной Эротом жертвы, и вспыхнет сердце пламенем любви. Без промаха попадает в цель Эрот; он, как стрелок, не уступает самому стреловержцу златокудрому Аполлону. Когда попадет в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою кудрявую головку и громко смеется. Одно приближение его заставляет уже чувствовать его силу.

Ей подчиняются и рыбы в море, и лесные звери, и птицы в воздухе, но больше всего человек. Сами боги Олимпа безумствуют, если пронзят их сердца стрелы Эрота. Но не всегда радость и счастье несут с собой стрелы Эрота. Часто несут они страданья, муки любви и далее гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.

Знал Зевс, как много горя и зла принесет с собой в мир сын златой Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Разве могла допустить это мать! Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там в лесных дебрях вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые львицы. Вырос Эрот, носится по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.

ГИМЕНЕЙ
Есть еще один помощник и спутнику Афродиты, это юный бог брака – Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея и молят его благословить брак молодых и послать им радость в их брачной жизни.

Как появилась на свет Афродита, какие легенды о рождении богини будоражат умы историков до сих пор? Сколько было мужей у Афродиты? Была ли у Афродиты связь с предполагаемым отцом? Изменяла ли Афродита своим мужьям? Троя пала из-за козней Афродиты? В каких странах встречается нам греческая Афродита и под какими именами ?

Афродита, в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. Дочь Зевса и океаниды Дионы (согласно др. варианту мифа, Афродита возникла из морской пены). По-видимому, первоначально Афродита почиталась как богиня плодородия, близкая по своему характеру и происхождению к финикийской богине Астарте. Культ её был широко распространён, кроме Греции, на побережье М. Азии, Эгейского м. и в греч. колониях Причерноморья. В др.-рим. мифологии отождествлялась с Венерой. Из антич. изображений Афродиты наиболее известны: Афродита Книдская Праксителя (сер. 4 в. до н. э.), А. (Венера) Милосская (2 в. до н. э.).

У Афродиты была только одна божественная обязанность - творить любовь. Но однажды Афина застала её сидевшей за прялкой, посчитала это вмешательством в свои дела и пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше не прикасалась ни к какой работе.

Афродита - богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы; согласно другой, она родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда так называемая народная этимология её имени, «пенорожденная», и одного из её прозвищ - Анадиомена - «появившаяся на поверхности моря».

Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, следовательно, Афродита старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил. Афродита обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Афродиту представляли богиней плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «священносадовая», «Афродита в стеблях», «Афродита на лугах».

Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), то есть земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди . Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.

Не признавать Афродиту всегда было опасно. Так, женщины острова Лемнос несколько лет не совершали священнодействий Афродиты. В гневе богиня наградила женщин козлиным запахом. Из-за этого мужья бросили их и взяли себе других жен.

По своему восточному происхождению Афродита близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия, Афродита появляется в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие её также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую своё место среди олимпийских богов.

Эта классическая Афродита - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда её эпитет Киприда «кипророждённая»). Хотя появление классической Афродиты всё ещё внушает ужас, она постоянно именуется «золотая», «прекрасновенчанная», «сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё». Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов.

Афродита, богиня любви, возникла обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень мал, она перебралась на Пелопоннес , а затем окончательно обосновалась в Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года, дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее.

Афродита носила эпитет Кастния - «покровительница бесстыдства». Только эта богиня принимала в жертву свиней.

Самое известное посвященное ей святилище находилось в городе Пафос, где первоначальный белый аниконический образ богини до сих пор показывают среди руин грандиозного римского храма. Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными.

Кифера была важным центром критской торговли с Пелононнесом, и именно через этот остров культ Афродиты мог достичь Греции. Эта критская богиня имела много ассоциаций с морем. Пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами. На украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи и каракатицы считались ее священными животными. В ее святилище в Фесте была найдена раковина тритона. В раннеминойских захоронениях таких раковин было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте.

Афродита с большой неохотой давала богиням свой волшебный пояс, который делал любого влюбленным в его хозяйку, и вела себя так потому, что слишком дорожила своим особым положением. Зевс отдал ее в жены хромому богу-кузнецу Гефесту, однако истинным отцом троих детей, которых она ему родила, - Фобоса, Деймоса и Гармонии - был Арес, стройный, неистовый, вечно пьяный и драчливый бог войны. Гефест ничего не знал об измене до тех пор, пока влюбленные однажды не задержались в постели слишком долго во дворце Ареса во Фракии, и поднявшийся Гелиос, застав их за приятным занятием, не рассказал обо всем Гефесту.

Согласно греческому философу Эвгемеру, Афродита – женщина, которая изобрела проституцию. В крупных храмах Афродиты служило до несколько сотен девушек, которые услаждали прихожан.

Рассерженный Гефест, уединившись в своей кузнице, выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную бронзовую сеть, которую незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка тонкой паутиной. Когда улыбающаяся Афродита вернулась из Фракии, объяснив мужу свою отлучку делами в Коринфе, тот сказал: "Извини, дорогая женушка, но я хочу немного отдохнуть на моем любимом острове Лемнос".

Афродита не изъявила ни малейшего желания следовать за ним, и стоило только мужу скрыться из виду, как она послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Оба с радостью возлегли на ложе, а наутро обнаружили, что лежат опутанные сетью - голые и беспомощные. В сети и нашел их вернувшийся Гефест и решил показать всем богам, как его бесчестят. Он заявил, что не освободит жену до тех пор, пока ее приемный отец Зевс не вернет всех богатых свадебных даров, полученных им за Афродиту.

Статуя Афродиты, изваянная знаменитым скульптором Фидием, попирала ногами черепаху. Плутарх толковал это как знак того, что женщинам подобает домоседство и молчание.

О их было великое множество и от разных мужчин – как богов, так и простых смертных. Из наиболее известных детей Афродиты, помимо упомянутого уже выше Эрота, стоит также упомянуть Гимения, Харит, Амазонок и даже смертного Энея – одного из героев троянской войны и мифического предка Юлия Цезаря. Помимо уже упоминавшегося нами знаменитого храма Афродиты в Коринфе, также основные ее святилища были расположены в местах ее предполагаемого рождения: на Кифере и Кипре.

Афродита родилась из морской пены и была объектом вожделения всех, кто имел с ней дело. Наиболее известная история, связанная с Афродитой, стала причиной гибели Трои. Будучи соперницей Геры и Афины в знаменитом споре о наиболее прекрасной из трех богинь, Афродита пообещала «судье» – Парису Троянскому – любовь прекраснейшей из земных женщин – Елены. Нужно сказать, что она выполнила свое обещание, но возникшее чувство между молодыми людьми , а также тот факт, что Елена уже была женой спартанского царя, привели к походу греков на Трою и, в конечном счете, падению города.

Афродита (греч. Ἀφροδίτη) – богиня любви, красоты и страсти. Согласно многочисленным мифам, она родилась из пены в водах Пафоса, на острове Кипр, после того, как детородный орган Урана был выброшен в море его сыном Кроносом. Однако, по другим преданиям Афродита – это дочь Талассы (олицетворение моря) и Урана, а в иной трактовке – дочь Дионы и Зевса.

В Риме Афродита почиталась под именем Венеры. Афродита, как и другие боги Пантеона, осуществляет покровительство некоторым персонажам в мифологии. Но ее защита распространялась на людей, у которых была сильно выражена чувственная сфера – любовь и красота – атрибуты Афродиты.

Одним из самых известных героев, заслужившим благосклонность Афродиты, был скульптор Пигмалион, с острова Кипр, который влюбился в созданную им же статую. В статуе воплотились черты идеальной женщины. Пигмалион решил жить в безбрачии на Кипре, избегая распущенных куртизанских нравов кипрских женщин.

Афродита, жалея художника, однажды последовала просьбе Пигмалиона избавить его от одиночества и превратила созданную им статую в прекрасную женщину, на которой Пигмалион женился.

А девять месяцев спустя у Пигмалиона и Галатеи родилась дочь по имени Пафос, которая дала название острову. Кроме покровительства над любящими сердцами, богиня защищала членов своей семьи.

Афродита дала красоту Коронидам, двум дочерям Ориона, после смерти их матери. Также она позаботилась об осиротевшей дочери Пандарея, любимцы Деметры, который попытался ограбить храм Зевса на Крите и был превращен богами в камень.

Его дочери, Клеодора и Меропа, которые также росли без матери, получили покровительство Афродиты, которая воспитывала и заботилась о них.

Однако, когда просить о счастливом замужестве для девочек, их одолели Фурии.

Адонис

Однажды, когда Афродита и ее сын Эрос, обнимались, одна из стрел Эроса поранила ее.

Афродита думала, что в этом нет ничего опасного. Но, увидев смертного юношу по имени Адонис она влюбилась в него. Однако Персефона тоже любила его. Между богинями произошел спор, и Зевс нашел решение.

Адонис проводит треть года с Афродитой, треть с Персефоной, а еще треть– с тем, кого он выбрал. Адонис был позже смертельно ранен диким вепрем, который был послан Аполлоном из мести к Афродите, ослепившей его сына, Эриманфа.

Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок из рода анемонов, окропив нектаром пролитой крови.Их общим с Адонисом ребенком стала Бероя (Афродита превратила ее в богиню города).

Троянская война

С деяний Афродиты началась . Это случилось, когда Афродита сообщила Парис, что дарует ему настоящую любовь Елены, если он присвоит Афродите звание самой прекрасной богини.

Парис выбрал Афродиту, что вызвало войну между богами. Кроме того, Елена уже была замужем за правителем Спарты. Парис и Елена влюбились и их запретная связь привела к войне между троянцами и греками.

Замужество с Гефестом

Согласно мифологической версии истории Афродиты, из-за непревзойденной красоты богини Зевс боялся, что другие боги начнут сражаться и спорить друг с другом. Чтобы этого избежать, он заставил Афродиту выйти замуж за кузнеца Гефеста, хромого и уродливого.

По другой версии истории Гера (мать Гефеста) бросила ребенка с горы Олимп, считая, что уродливым нельзя жить с богами. Он отомстил своей матери, создав небесной красоты трон, который захватил ее. В обмен на освобождение Гефест попросил у богов Олимпа руки Афродиты.

Гефест удачно женился на богине красоты и ковал ей свои прекрасные украшения, в том числе цест, золотой пояс, который сделал ее более неотразимой для мужчин. Недовольство Афродиты этим организованным браком заставляет ее искать подходящих любовников, чаще всего Ареса.

Согласно преданиям, однажды бог солнца Гелиос заметил Ареса и Афродиту, тайно наслаждавшихся друг другом в доме Гефеста, и быстро сообщил об этом олимпийскому супругу Афродиты.

Гефест хотел поймать незаконных любовников и поэтому изготовил специальную тонкую и прочную сеть бриллиантов. В нужный момент эта сеть была наброшена на и Афродиту, застывших в страстных объятиях. Но Гефест был не удовлетворен своей местью — он пригласил богов и богинь Олимпа увидеть несчастную пару.

Некоторые прокомментировали красоту Афродиты, другие с нетерпением выразили пожелание оказаться на месте Ареса, но все издевались и смеялись над ними. Как только смущенная пара была освобождена, Арес бежал на свою родину, во Фракию, а Афродита удалилась в Пафос на Кипре.

После разрушения Трои, Афродита попросила своего сына, Энея, забрать отца, жену и отправиться из Трои. Эней сделал, как велела ему мать, и путешествовал по Средиземному морю, чтобы добраться до итальянского полуострова, где его потомки построили Рим.

Об этом говорится в эпическом стихотворении Вергилия «Энеиде», ставшее вершиной в латинской литературе.
В римском эпосе Венера (в греческом варианте Афродита) теперь считается богиней-хранителем Рима. Один миф рассказывает, когда Юнона (в варианте Гера) пыталась открыть двери Рима для вторжения армии, Венера стремилась сорвать ее планы наводнением.

Любовники

Самые важные имена, связанные с любовными похождениями богини Афродиты, как Арес и Адонис, вращаются вокруг истории с главным врагом Афродиты, Герой, питающей к ней ненависть.

Когда Гера узнала, что Афродита беременна от Зевса, то наслала проклятия ей на живот, из-за чего ребенок родился уродливым – Приап. Но другие мифы говорят, что Приап является сыном Диониса или Адониса.

Другие возлюбленные Афродиты – это Гефест, Дионис (с которым у нее была короткая любовная связь), Гермес (от связи с которым появился Гермафродит) и Посейдон.

У Посейдона были дети Род и Герофил.

Самым продолжительным романом у Афродиты был Арес из Илиады. У них появилось семь детей, самыми известными из которых являются Фобос, Деймос, Гармония и Эрос, хотя большинство мифов изображают Афродиту, порождающую Эроса. Среди ее смертных любовников самым известным был Адонис, которого считали ее великой любовью и от которого появились дети Голгос и Бероя, давшая название ливанской столице.

Анхис, принц Трои, был еще одной знаменитой любовью, и некоторые версии мифа говорят, что Афродита влюбилась в него в наказание от Зевса за то, что заставила богов влюбляться в смертных женщин. С Анхисом у Афродиты родились дети Эней и Лирос, а вскоре после этого ее страсть к Анхису исчезла.

Среди других менее известных смертных любовников – Фаэтон из Афин, опекавший храм Афродиты, в результате их любовной связи появился Астиной.

Бутес, один из аргонавтов, был спасен Афродитой, которая вынесла его на отдельно стоявший остров, где они занимались любовью (Эрикс появилась в результате этой связи).

Существует также Даймон (олицетворяющий желание), постоянный спутник Афродиты, который был замечен в некоторых мифах как дочь богини. Однако авторы этого мифа не говорят, кто ее отец.

Сфера контроля

Афродита — богиня любви, красоты, удовольствия, желания, сексуальности. Несмотря на то, что она только богиня любви и красоты, она является одним из самых влиятельных олимпийцев, потому что она контролирует внешность, любовь и сексуальное желание.

В начале становления Рима она считалась богиней растительности. Богиня защищала сады и виноградники, но после того, как римляне познакомились с греческими сказаниями, они поняли, что она не должна быть божеством сельского хозяйства. В то время как греки видели Афродиту гордой и тщеславной богиней красоты, римлянам она представлялась в качестве верховного божества, обеспечивающего питанием свой народ.

Лузиады

В поэме «Лузиады» писателя Луиса де Камоэнса, рассказывающего историю Португалии, представлена Венера (Афродита). Португальская богиня-покровительница превращается в Венеру, которая видит в португальцах наследников любимых и известных ей римлян.

Камоэнс был страстным человеком, который также отмечал любовь в своей лирике, и, возможно, поэтому он выбрал римскую богиню, которая чувствовала необходимость покровительства португальцам. Венера просит Юпитера защитить народ, которому она покровительствует, от происков Диониса. Царь богов соглашается и собирает совет богов.

Личность и внешний вид

Афродита — тщетная богиня, гордая своей внешностью и презирающая уродство. Она надменная и ревнивая. Афродита также неверна и имела отношения со многими богами, такими как Арес, Посейдон, Гермес и Дионис. Она может заставить кого-нибудь влюбиться в кого-либо, и даже Зевс с его властью не застрахован от этого. У нее огромная власть над похотью. Ее часто изображают красивой молодой женщиной, снимающей одежду.

Греческий пантеон богат на божественных существ, которым древние люди приписывали необычные способности. Поклоняясь богам, они верили, что те покровительствуют им в начинаниях, важных делах, бытовой и личной жизни. У олимпийцев просили благословления в ведении войн и принятии верных решений. Одной из любимых богинь греческая мифология окрестила Афродиту. Вечная весна сопровождает дочь на изображениях и в описаниях. Чем же она так особенна?

История происхождения

Афродита состоит в числе двенадцати верховных богов Олимпа. Она бессмертна, как и большинство родственников. Кроме того, любви не свойственен финал, поэтому даже мифы у римлян не освещают гибели Афродиты, дозволяя существовать легенде о вечной любви. В Риме богиню звали Венерой, в Сирии – Астартой, шумеры верили в богиню Иштар.

"Рождение Венеры"

Впервые имя Афродиты было упомянуто поэтом Гесиодом в 8-7 веке до н.э. Девушка стала героиней произведения «Теогония», где ее описание было весьма немногословным. По версии Гесиода, Афродита – дочь Геи и Урана. Измучивший супругу Уран подвергся атаке со стороны детей. Матери пришел на помощь Кронос, ранив отца. Кровь божества попала в море. Так появилась Афродита, чье имя в переводе с греческого значит «пена». Миф свидетельствует, что богиня вышла на сушу на берегах Кипра. В городе Пафос был заложен большой храм в честь покровительницы любви.

Афродита покровительствует плодородию, красоте и считается богиней браков. Все прелестное, что окружает человека, является ее творением. Влюбленные, просящие благословления, обращались за ним к Афродите. Одинокие молили ее об обретении второй половины. Деятели искусства воспевали благосклонную красавицу. В противостоянии войны и мира она всегда на стороне продолжения жизни, поэтому ее внимания просили те, кто жаждал процветания и спокойствия. Афродита была способна влиять на людей, животных и богов-олимпийцев. Лишь , и оставались неподвластными ее влиянию, так как дали обет целомудрия.


Скульптура "Венера Милосская"

Афродита в греческой мифологии

В эпичном произведении «Илиада» поэт утверждает, что Афродита приходилась дочерью Зевсу. Девушка была властительницей романтических чувств. На каждом шагу ее распускались цветы, а покровители влечения и страсти – Эрот и Гимерот – сопровождали богиню в пути. Афродита, символ гармонии, несла в мир жизнь.

Помимо писателей, чьи произведения сегодня считаются носителями традиций и культуры Древней Греции, существовало множество сказителей, складывавших легенды и мифы о божествах, проживающих на Олимпе. Немало сказаний посвящено Афродите. В соответствии с ними после своего появления на свет девушка покоряла и очаровывала всех, кого встречала на своем пути. Богиня всегда юна и свежа. Она нередко подносила щедрые дары избранникам и тем, кто нуждался в помощи. Однажды девушка подарила Гере изысканный пояс, содержащий любовь и желание. Атрибуты, находящиеся в ее владении, наделяли чарующей силой. Среди них – золотая чаша, вино из которой дарило вечную молодость.


Греки представляли Афродиту очень красивой девушкой. Ее волосы имели золотистый оттенок, голова была увенчана цветами, а тело – прикрыто белоснежной тогой. Героине прислуживали Ора и Харита – покровительницы красоты и грации. По легенде, богиня заводила романы с равными по происхождению и простыми смертными.

Мало кто мог устоять перед ее образом. Муж Афродиты, не славившийся привлекательностью бог , терпел похождения супруги. В союзе не появилось наследников, зато от внебрачной связи с у Афродиты родилось пятеро детей. Другой ее поклонник, стал отцом Приапа, а ухажер получил наследника Гермафродита. Афродита была связана любовными узами и с царем Анхисом, которому родила сына Энея, прославившегося в Троянской войне.


В произведении «Одиссея» Гомер описывает роман Афродиты с Аресом. Автор повествует о том, как Гефест выковал тончайшую золотую сеть, которая помогла поймать любовников, притаившихся под ней в отсутствие супруга.

Миф, повествующий о любви Афродиты и Адониса, сына царя Кипра, рассказывает о том, что молодые люди вместе ездили на охоту. Адонис обещал не предаваться гонкам за дикими животными и предпочитать серн. Однажды ему повстречался вепрь. Собаки нагнали животное, а оно успело ранить царевича насмерть. Безутешная Афродита искал его тело, босиком бродя по тернистым зарослям. Там, где падали капли крови с ее ног, вырастали розы. По легенде, пошел на сделку с Зевсом и на полгода выпускал Адониса из подземного мира к Афродите. В это время на земле царили весна и лето.


Афродита в культуре

Богине плодородия, любви и красоты не посвящают индивидуальных кинокартин. Но она нередко присутствует в кадре фантастических кинолент, сюжет которых связан с олимпийцами и древнегреческой мифологией.

Зато Афродита остается востребованным персонажем для деятелей искусства. Она вдохновляла скульпторов, художников и литераторов. На визуальных изображениях девушку рисовали в окружении благоухающих цветов и птиц, а в море ее сопровождали дельфины.


Упоминал об Афродите в пьесе «Ипполит», а Апулей – в романтических сюжетах, собранных в сборнике «Метаморфозы». Лукреций в творении «О природе вещей» рассуждал о Венере и ее способности вдыхать душу во все живое, дарить плодородие земле и женскому роду.

В философии о девушке с Олимпа высказывался . Он описывал двоякость образа, в котором сочеталось низменное с возвышенным: эротика с влюбленностью. Зенон Кетийский описывал богиню как собирающую воедино, а Плотин наоборот, видел в ней олицетворение триады ума, духа и души.