Советы

Высказывания известных деятелей о И. А

Из всех петербургских поэтов тех лет только один Блок был антизападником (великолепные его поэмы «Скифы » и «Двенадцать »). Впрочем, его отталкивание от Запада доходило до такой степени, что оно перешло в некоторое отталкивание и от революции, когда в ней, из-под первоначальных стихийных форм, стал все сильнее выпирать сухой марксистский каркас. Но Блок был только единицей, он шел один, за ним не было никого. Это стало особенно ясно, когда на перевыборах председателем Петербургского Союза Поэтов был выбран, вместо Блока, Гумилёв . За границей имя его знают, главным образом, потому, что он был расстрелян ЧК, а между тем в истории новой русской литературы он должен занять место, как крупный поэт и глава типично петербургской поэтической школы «акмеистов ». Компас акмеизма ― явно указывал на Запад; рулевой акмеистического корабля стремился рационализовать поэтическую стихию и ставил во главу угла работу над поэтической технологией. Недаром же Блок и Гумилёв в области художественной ― были врагами , и недаром за последние годы в советской поэзии наблюдается явление на первый взгляд чрезвычайно парадоксальное: молодое поколение пролетарских поэтов, чтобы научиться писать, изучает стихи не

(1880 - 1921) - один из самых талантливых литераторов Серебряного века. Поэт-символист и переводчик, драматург и критик, автор цикла стихотворений о Прекрасной Даме и поэмы «Двенадцать», в своем творчестве он умел соединять низкие жанры и высокий стиль.

Таким же противоречивым, но неизменно интересным для окружающих он был и в жизни. Мы собрали воспоминания писателей и поэтов, которые были лично знакомы с Александром Блоком.

В один весенний вечер - заседание на частной квартире. , Батюшков , Браун, Ремизов , Гизетти, Ольденбург, Чуковский, Волынский, Иванов-Разумник, Левинсон, Тихонов и еще кто-то - много... и один Блок. Доклад Блока о кризисе гуманизма.

Я помню отчетливо: Блок на каком-то возвышении, на кафедре - хотя знаю, никакой кафедры там не могло быть - но Блок все же был на возвышении, отдельно от всех. И помню: сразу же - стена между ним и всеми остальными, и за стеною - слышная ему одному и никому больше - варварская музыка пожаров, дымов, стихий.

А потом - в комнате рядом: потухающий огонь в камине; Блок - у огня со сложенными крыльями бровей, упорно что-то ищущий в потухающем огне, и взволнованные за полночь споры, и усталый, равнодушный ответ Блока - издали, из-за стены...

Кажется, все этот вопрос - о кризисе гуманизма - ответвился как-то от Гейне : Блок редактировал во «Всемирной Литературе» - Гейне. Работал он над Гейне необычайно тщательно и усидчиво. Помню какой-то будничный, денежный разговор - и слова Блока:

Оплата? Какая же тут может быть оплата? Вчера за два часа я перевел двенадцать строк. И еще в комнате у меня в тот вечер было тепло, горела печь. Очень трудно, чтобы перевести по-настоящему.

Он делал все - «по-настоящему». Но все же чувствовал - ни на минуту не переставал чувствовать, что это - не то, не настоящее.

«В эти годы Блока я помню почти постоянно. На религиозно-философских собраниях он как будто не бывал или случайно, может быть (там все бывали). Но он был с самого зарождения журнала „Новый путь“. В этом журнале была впервые напечатана целая серия его стихов о Прекрасной Даме. Очень помогал он мне и в критической части журнала. Чуть не в каждую книжку давал какую-нибудь рецензию или статейку: о Вячеславе Иванове, о новом издании Вл. Соловьева... Стоило бы просмотреть старые журналы.

Но и до начала „Нового пути“ мы уже были так дружны, что летом 1902 года, когда он уезжал в свое Шахматово (подмосковное именьице, где он потом жил подолгу и любовно устраивал дом, сам работая), мы все время переписывались. Поздней же осенью он приехал к нам на несколько дней в Лугу.

Дача у нас была пустынная, дни стояли, после дождливого лета, ярко-хрустальные, очень холодные.

Никакие мои разговоры с Блоком невозможно передать. Надо знать Блока, чтобы это стало понятно. Он, во-первых, всегда, будучи с вами, еще был где-то - я думаю, что лишь очень невнимательные люди могли этого не замечать. А во-вторых, каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ.

Можно было, конечно, говорить „мимо“ друг друга, в двух разных линиях; многие, при мне, так и говорили с Блоком, - даже о „возвышенных“ вещах; но у меня, при самом простом разговоре, невольно являлся особый язык: _м_е_ж_д_у_ словами и _о_к_о_л_о_ них лежало гораздо больше, чем в самом слове и его прямом значении. Главное, важное никогда не говорилось. Считалось, что оно - „несказанно“».

«Первая встреча - в раме дружеского юного пира, в свете утренних зорь, в правде многих соприкоснувшихся на миг поэтических душ, из которых каждая, внутренним ясновидением, четко сознавала и знала про себя, что путь предстоящий - богатый и полный достижений. И в этот первый миг свиданья юноша Блок показался мне истинным вестником. Третья встреча, за дружеским ужином у Сологуба, очаровательного поэта, очаровательного хозяина и человека с острым проникновенным умом, явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недосяжимую, и сердце его истекает кровью от любви, которая не столько есть счастье, сколько тяжелое, бережно несомое бремя. Казалось, что Блок поникал, пригибался, что тяжесть, которую он нес, была слишком велика даже и для его сильных рук, даже и для его упрямства, священного, как обеты средневековья. Вторая встреча, когда он сидел в углу молча и мы обменялись лишь двумя-тремя словами, всего красноречивее сейчас поет в моей памяти. Я никогда не видал, чтобы человек умел так красиво и выразительно молчать. Это молчанье говорило больше, чем скажешь какими бы то ни было словами. И когда я ушел из той комнаты, а близкая мне женщина, бывшая в той же комнате, еще оставалась там около часу, Блок продолжал сидеть и молчать, - и вот, чуть не через десять лет после того дня, вспоминая о той же встрече, эта женщина говорит, что, уйдя, она отдала себе отчет, что Блок ничего не говорил, но что это молчание было так проникновенно, оно было такое, что ей казалось, будто все время между ею и им был неизъяснимо-значительный глубокий разговор».

Андрей Белый

«Нам, его близко знававшим, стоял он прекрасной загадкой то близкий, то дальний (прекрасный - всегда). Мы не знали, кто больше, - поэт национальный, иль чуткий, единственный человек, заслоняемый порфирою поэтической славы, как... тенью, из складок которой порой выступали черты благородного, всепонимающего, нового и прекрасного человека: kalos k’agathos10 - так и хочется определить сочетание доброты, красоты и правдивости, штриховавшей суровостью мягкий облик души его, не выносящей риторики, аффектации, позы, „поэзии“, фальши и прочих „бум-бумов“, столь свойственных проповедникам, поэтическим „мэтрам“ и прочим „великим“; всечеловечное, чуткое и глубокое сердце его отражало эпоху, которую нес он в себе и которую не разложишь на „социологию“, „мистику“, „философию“ или „стилистику“; не объяснишь это сердце, которое, отображая Россию, так билось грядущим, всечеловеческим; и не мирясь с суррогатами истинно-нового, не мирясь с суррогатами вечно-сущего в данном вокруг, - разорвалось: Александр Александрович, не сказав суррогатам того и другого „да будет“ - задохся; „трагедия творчества“ не пощадила его; мы его потеряли, как... Пушкина; он, как и Пушкин, искал себе смерти: и мы не могли уберечь это сердце; как и всегда, бережем мы лишь память, а не живую, кипящую творчеством бьющую жизнь... »

«Ведь вот и до сих пор спорим, например, о Блоке: впрямь его ярыги, убившие уличную девку, суть апостолы или все-таки не совсем? Михрютка, дробящий дубиной венецианское зеркало, у нас непременно гунн, скиф, и мы вполне утешаемся, налепив на него этот ярлык».

Мария Бекетова (детская писательница, тетя Александра Блока)

«Я видела Блока в последний раз в конце сентября 1920 года. Я приехала из Луги с вечерним поездом в прекрасную погоду, пришла пешком с вокзала. Меня, кажется, ждали, потому что я предупредила о своем приезде. Я пробыла в Петербурге три дня, на четвертый уехала. Блок был в этот мой приезд невеселый и озабоченный. Все время чувствовалось, что у него много сложного дела, надо обо всем помнить, ко всему приготовиться. Так как у него все было в величайшем порядке, и он никогда не откладывал исполнения того дела, которое было на очереди, то он все делал спокойно и отчетливо, не суетясь, справлялся со своими аккуратными записями, быстро находил то, что нужно, так как все лежало на определенном месте. Часть его работы и бумаг была в той комнате, где я ночевала. Он часто туда заходил, доставал что-то из стоявшего там стола и писал то, что ему было нужно. Мое присутствие по временам, несомненно, его стесняло, но он ни разу не дал мне этого почувствовать и вообще был со мной бесконечно деликатен. И в этот приезд он, помнится, задал мне обычный вопрос: „Тетя, тебе не надо денег?“ Он часто задавал мне этот вопрос и всегда заботился о том, чтобы у меня были деньги».

«Блок, читая, напоминал ребенка сказки, заблудившегося в лесу: он чувствует приближение чудовищ из тьмы и лепечет встречу им какие-то заклинания, ожидая, что это испугает их. Когда он перелистывал рукопись, пальцы его дрожали. Я не понял: печалит его факт падения гуманизма или радует? В прозе он не так гибок и талантлив, как в стихах, но - это человек, чувствующий очень глубоко и разрушительно. В общем: человек „декаданса“. Верования Блока кажутся мне неясными и для него самого; слова не проникают в Глубину мыслив разрушающей этого человека вместе со всем тем, что он называет „разрушением гуманизма“».

Лирика Блока, величайшего поэта XX века,- достояние русской и мировой культуры. Оно всемирно по своему масштабу и значению для судеб человечества.

Удивительно отношение к Блоку многих литераторов, писателей. Сохранилось немало совершенно разных высказываний Горького: «Блок? Я отношусь к нему внимательно, но недоверчиво...»; «Я считаю Блока очень интересным человеком и многому удивляюсь в нем»; «Блоку верьте. Это настоящий, волею Божьей - поэт и человек бесстрашной искренности...».

Анна Ахматова назвала его «трагическим тенором эпохи». Борис Пастернак в стихотворении «Ветер. Четыре отрывка о Блоке» сказал о трагическом и мужественном пророчестве Блока, предвидевшего гибель старой культуры, в которой был воспитан, и сожалевшего о ней, лицом к лицу встретившего «роковые минуты» истории:

      Блок на небе видел разводы.
      Ему предвещал небосклон
      Большую грозу, непогоду,
      Великую бурю, циклон.

      Блок ждал этой бури и встряски.
      Ее огневые штрихи
      Боязнью и жаждой развязки
      Легли в его жизнь и стихи.

      Ветер принес издалёка
      Песни весенней намек,
      Где-то светло и глубоко
      Неба открылся клочок.

      В этой бездонной лазури,
      В сумерках близкой весны
      Плакали зимние бури,
      Реяли звездные сны.

      Робко, темно и глубоко
      Плакали струны мои.
      Ветер принес издалека
      Звучные песни твои.

      О, весна без конца и без краю -
      Без конца и без краю мечта!
      Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
      И приветствую звоном щита!

      Принимаю тебя, неудача,
      И удача, тебе мой привет!
      В заколдованной области плача,
      В тайне смеха - позорного нет!

      Принимаю бессонные споры,
      Утро в завесах темных окна,
      Чтоб мои воспаленные взоры
      Раздражала, пьянила весна!

      Принимаю пустынные веси!
      И колодцы земных городов!
      Осветленный простор поднебесий
      И томления рабьих трудов!

      И встречаю тебя у порога -
      С буйным ветром в змеиных кудрях,
      С неразгаданным именем Бога
      На холодных и сжатых губах...

      Перед этой враждующей встречей
      Никогда я не брошу щита...
      Никогда не откроешь ты плечи...
      Но над нами - хмельная мечта!

      И смотрю, и вражду измеряю,
      Ненавидя, кляня и любя:
      За мученья, за гибель - я знаю -
      Все равно: принимаю тебя!

      О, я хочу безумно жить:
      Всё сущее - увековечить,
      Безличное - вочеловечить,
      Несбывшееся - воплотить!

      Пусть дышит жизни сон тяжелый,
      Пусть задыхаюсь в этом сне,-
      Быть может, юноша веселый
      В грядущем скажет обо мне:

      Простим угрюмство - разве это
      Сокрытый двигатель его?
      Он весь - дитя добра и света,
      Он весь - свободы торжество!

Вопросы и задания

  1. Подготовьте рассказ о поэте, пользуясь воспоминаниями и документами, книгами (например: Вл. Орлов. «Здравствуйте, Александр Блок»; Н. Венгров. «Путь Александра Блока» и др.), подчеркивая самое характерное. При подготовке ответа воспользуйтесь воспоминаниями и статьями литературоведов, писателей и самого поэта, статьей учебника.
  2. Прочитайте различные высказывания о Блоке и подумайте, что они добавляют в Ваши представления о его жизни и творчестве.
  3. Назовите темы, на которые откликается поэт в своих стихотворениях. Как перекликаются первые и последние строки стихотворения «Ветер принес издалёка...»? Каким настроением проникнуто оно? Какую мысль сообщает автор читателю?
  4. Какие противоречивые чувства возникают при чтении стихотворения «Ушла. Но гиацинты ждали...»? Каков образ возлюбленной поэта?
  5. Как Вы понимаете строки «О, весна без конца и без краю -/ Без конца и без краю мечта!»?
  6. Что тревожит Блока, какие настроения преобладают в его лирике?

Будьте внимательны к слову

  1. Какие стихотворения А. Блока Вы знаете наизусть? Подготовьте их к выразительному чтению в классе.
  2. Как Вы понимаете следующие строки из стихотворений?

        И день не разбудил окна...

        Всё сущее - увековечить,
        Безличное - вочеловечить,
        Несбывшееся - воплотить!..

        Цвела ночная тишина...

  3. Проанализируйте стихотворение А. Блока «Как тяжело ходить среди людей...».

Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.

Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.

О, я хочу безумно жить:
Все сущее увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!

Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.

Истина

Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!

Любовь

Только влюбленный имеет право на звание человека.

Мечты

Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта!

Всегда хочу смотреть в глаза людские,
И пить вино, и женщин целовать,
И яростью желаний полнить вечер,
Когда жара мешает днем мечтать
И песни петь! И слушать в мире ветер!

Гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта!

Писатели

Только о великом стоит думать, только большие задания должен ставить себе писатель: ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Поэты

Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт.

Правда

Только правда, как бы она ни была тяжела, - легка.

Родина

Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.

Россия

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..

Совесть

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося, - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего новую жизнь.

Художники

Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать.

на другие темы

Я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.

Бездельники и взбалмошные головы вредны для народного благосостояния.

Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна!

И вечный бой! Покой нам только снится...

Мира восторг беспредельный Сердцу певучему дан.

Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет.

Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.

Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Всегда хочу смотреть в глаза людские, И пить вино, и женщин целовать, И яростью желаний полнить вечер, Когда жара мешает днем мечтать, И песни петь! И слушать в мире ветер!

Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза.
И мгновенно житейское канет,
Словно в чёрную пропасть без дна.
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина.

Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.

Невозможное было возможно. Но возможное — было мечтой.

Ненависть — чувство благородное. Потому что она вырастает из пепла сгоревшей любви.

«Только влюбленный имеет право на звание человека». А. Блок


Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.

Странная песня о море
И о кресте, горящем над вьюгой…
Смысла её не постигнет
Рыцаря разум простой.

Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, — поймешь, где тьма.

«И вечный бой. Покой нам только снится…» А. Блок


Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!


Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося, — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего новую жизнь.

Только правда, как бы она ни была тяжела, — легка


О, я хочу безумно жить:
Все сущее увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!


Тот, кто осознает, что боль, страдания и беспокойство — часть жизни, становится настоящим человеком.

Внутри каждого из нас обитает множество сущностей. То одна выходит наружу, то другая. И сущности эти самые разные. Плохие и хорошие. Спокойные и истеричные. И только жизнь покажет, какая из них победит.

Не зря именно слово «труд» гордо реет на флаге советском. Ведь именно труд дарит жизнь, облагораживает людей, делает их дисциплинированными и душевными.

«Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать». Блок


Лучше всего ставить перед собой самые сложные цели. Даже если только половину пути пройдешь — это все равно больше, чем дорога к целям маленьким.

Перестать быть обыденным сможет только тот, кто полностью впустит в себя боль, беспокойство и тревогу.


Беспокойство — неотъемлемый элемент жизни каждого. Тот, кто осознает это, никогда не вернется в обыденность.

Людей постоянно тянет к «новенькому». И неважно, что это самое «новенькое» может быть стократ хуже такого привычного, уютного, милого сердцу «старенького»! Мы все равно уходим туда, где яркими огнями светится неизведанное.