Овощи

Военно-морские чины и мундиры. Свитские звания и мундиры

После русско-японской войны Военное ведомство предприняло ряд мер для повышения статуса военнослужащих, в том числе и офицерского корпуса, а также поднятия престижа военной службы. Одной из них явилось восстановление как в гвардейских, так и в армейских войсках красивых мундиров по типу униформы времен царствования императора Александра II, взамен практичного, но некрасивого обмундирования в « русском стиле», просуществовавшего в армии более четверти века. Новый мундир для армейской пехоты, артиллерии и сапер был установлен 1 декабря 1907 года приказом по Военному ведомству № 613. Он был двубортным на 6 пуговиц, с закругленным воротником и прямыми обшлагами, и шился из темно-зеленого сукна для офицеров и черного для нижних чинов. По бортам, воротнику, обшлагам и задним карманным клапанам мундир отделывался выпушкой прикладного цвета, для различия полков служили воротник (с цветными клапанами или без таковых) и погоны. Отличительной особенностью униформы стрелковых частей еще с 1850-х годов был малиновый прикладной цвет погон и выпушек, после 1917 года перешедший « по наследству» к стрелковым полкам Красной Армии и существовавший в стрелковых, а позже и в мотострелковых войсках вплоть до 1969 года. Отличием офицерского мундира, помимо более тонкого сукна, были позолоченные пуговицы, контр-погончики на плечах для пристегивания эполет, а также золотые петлицы на воротнике и обшлагах. Особенностью данного мундира является то, что на нем сохранились петлицы из золотого галуна особого рисунка, так называемого петличного, присвоенные офицерам большинства армейских частей еще в 1870-е годы и в 1908 году замененные на гладкие петлицы, вышитые канителью. Таким образом, данный мундир был пошит в весьма короткий промежуток времени с декабря 1907 года (введение нового обмундирования) и в течение 1908 года, когда галунные петлицы у офицеров были заменены вышитыми. Данная особенность делает предмет поистине уникальным; офицерскими мундирами образца 1907 года первоначального образца, с галунными петлицами, насколько нам известно, не может похвастаться не только ни одно частное или музейное собрание, но даже являющаяся наиболее полной коллекция Музея военной формы одежды русской, советской и иностранных армий Министерства обороны РФ. Разгадку этому нужно искать в том, что владелец мундира был уволен в отставку в 1908 году или в начале 1909 года; таким образом, для него не было смысла тратиться на замену воротника с галунными петлицами дорогостоящим шитьем. Подавляющее большинство офицеров старой армии продвигалось по службе не выше должности ротного командира и оканчивало службу в чине капитана (с производством при отставке в подполковники) или штабс-капитана (с производством в капитаны). Особенно это касалось пожилых офицеров, зачастую не имевших профильного образования и после ужесточения в 1907-1909 гг. требований к офицерскому корпусу (в том числе к его предельному возрасту) вынужденных покинуть службу. Подтверждением данной версии является то, что мундир явно ношеный (что видно, в частности, по некоторому потемнению петличных и погонных галунов), хотя и прекрасно сохранившийся.

Офицерам стрелковых частей полагались погоны золотого галуна с малиновыми просветами и выпушками; четыре серебряных (цвета, обратного металлическому прибору) звездочки обозначают чин штабс-капитана, а вышитая золотой канителью шифровка 19 - принадлежность к 19-му стрелковому полку, входившему в состав 5-й стрелковой бригады, до Первой мировой войны квартировавшей в Сувалках (ныне территория Польши). Использование для выпушки и подбоя вместо прикладного сукна более дешевой ворсованной хлопчатобумажной ткани характерно для офицерских погон, выпущенных в 1900-е - 1910-е гг.; это был один из способов удешевления дорогостоящего офицерского обмундирования. В то же время наличие шрифта шифровки обр. 1911 года говорит о том, что владелец мундира в 1910-х гг вернулся на службу, установив погоны нового типа вместо зигзагообразных « отставных», что было очень частой практикой того времени. Данную гипотезу подтверждает и сохранность погон — они выглядят несколько новее мундира, что говорит об их краткосрочном и нечастом использовании.

Мундир укомплектован оригинальным офицерским шарфом из серебряной нити, опряденной на шелковой основе, с черными и оранжевыми просечками. Такое сочетание (мундир с погонами вместо эполет и с офицерским шарфом) надевалось при так называемой обыкновенной форме для строя; такую форму мог носить, например, начальник караула, дежурный по полку или назначенный на церемонию прибивки нового знамени (не в Высочайшем присутствии). Сохранность мундира практически идеальная, за исключением крайне незначительных повреждений от моли малиновых выпушек на задних карманных клапанах. Уникальное приобретение в коллекцию для настоящих ценителей!

Имеет свою достаточно длинную историю. На протяжении десятилетий она претерпевала немало изменений. В статье мы рассмотрим краткую историю формы, различные ее варианты и принципы ношения.

История флотского платья

История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято решение о создании первого в Российском государстве военно-морского флота. 30 октября традиционно считается днем основания Российского флота.

С его созданием Петр I ввел для матроса и представителя нижних чинов униформу, созданную из предметов морской одежды голландских служащих флота, а именно серой или зеленой куртки, изготовленной из грубой шерсти, коротких зеленых штанов, чулок и шляпы с широкими полями. Обувью для служащих флота служили кожаные туфли. Этот комплект заменялся также повседневным рабочим костюмом. Он включал в себя просторную рубаху, парусиновые штаны, треуголку и камзол. В него были облачены матросы во время средиземноморского похода Ушакова.

Рабочая роба, включавшая в себя комплект из серых парусиновых брюк и рубахи, надевался при любых корабельных работах, поверх ее надевалась форменная белая рубаха с лазурным воротничком. Такой костюм был утвержден как форма для лиц рядового состава летом 1874 года.

О тканях формы ВМФ

Вплоть до 80-х годов XX столетия военная повседневная рабочая форма для военнослужащих ВМФ России шилась из облегченной парусины, легко поддававшейся очистке от самых трудно выводимых пятен. Черноморский флот был облачен в белые рабочие одежды, остальные – чаще всего в голубые. Немного позже расцветка формы изменилась на синий/темно-синий, а материалом стала преимущественно хлопчатобумажная ткань. Новая форма шьется в самых разных ателье, с использованием всяческих и не всегда добротных материй. Новая (утвержденная на настоящий момент) форменная одежда может быть любых расцветок в диапазоне от оттенков чёрной и синего.

Что же представляет собой самый обычный флотский костюм нового образца на 2019 год? Флотский костюм, или выражаясь жаргоном военнослужащих ВМФ, рабочее платье (также матросская роба) – форма рабочей спецодежды для матросов, курсантов военно-морских училищ, а также старшин ВМФ России. Костюм моряка состоит из следующих предметов одежды:

  • Рубаха.
  • Брюки.
  • Матросский воротник.
  • Обувь.
  • Головной убор.

Рубаха моряка

Рубаха, носящаяся, как правило, со специальным пристежным воротничком, выкроена по образцу классической рубахи матроса. Спинка ее и цельный перед — без швов, с широким отложным воротником. Впереди расположен накладной карман, с изнаночной стороны — внутренний карман. Имеется разрез, который застегивается на пуговицу. Рукава рубахи прямые, втачные; простые погончики, соответствующие званию. Обязательным элементом матросской одежды является белая бирка с несмывающимся боевым номером. Носится такая рубаха навыпуск, а во время службы на вахте должна заправляться в штаны. В холод поверх комплекта надевается шинель, бушлат либо пальто.

Брюки моряка

Рабочие брюки матроса шьются из темно-синей хлопчатобумажной материи. Имеют боковые карманы, застежки, находящиеся на гульфике, а также пояс со специальными петлями (шлевками) под ремень. Изготавливается ремень преимущественно из свиной кожи, на его бляхе – эмблема ВМФ России. На пряжке образца, существовавшего в СССР, изображался якорь со звездой.

Воротник матроса

Изготавливается воротник также из хлопчатобумажного материала, надевается поверх рубахи, имеет подкладку и три белых полосы, символизирующих победы ВМФ в таких сражениях, как чесменское, гангутское и синопское. Парадная военно-морская одежда также содержит в комплекте матросский воротник.

Головной убор моряка

Головных уборов в форменных комплектах ВМФ существует несколько. Один из них – бескозырная фуражка, к которой крепится лента с названием корабля либо с надписью «Военно-морской флот». Лента надевается на околыш. Он, как и донышко со стенками, выполнен из шерсти. На тулье головного убора расположена кокарда, представляющая собой золотистый якорь. В СССР кокарда имела форму так называемого «краба» — красной звезды в обрамлении листьев золотистого цвета. Летняя фуражка пошита из белой ткани (идет в комплекте со сменным чехлом). Зимним головным убором служит черная меховая шапка-ушанка.

В 2014 году в планах было ввести шерстяную шапку взамен шапки-ушанки для работ на открытом воздухе. Также в 2014 велись и другие разработки формы нового образца, однако некоторые нововведения не прижились.

Кроме того, комплект повседневной формы включает в себя берет.

Имеется в наборе головных уборов и пилотка. На лицевой стороне пилотки расположена золотистая кокарда в виде якоря. В форме ВМФ советских времен пилотка предназначалась для экипажей подводных судов. Имела черную расцветку и различалась по типу — для рядовых и для офицеров. Относительно недавно пилотка принята как часть обмундирования ношения всего состава ВМФ. Полукруглый ее фасон был заменен на прямоугольный. Также пилотка получила белые выпушки, которые ранее предназначались только для головных уборов мичманов и офицеров, а также кокарду взамен звезды.

Обувь

К вышеописанному костюму прилагаются ботинки, сшитые из юфти, на толстой подошве, именуемые на флотском жаргоне «прогарами» или «гадами». Не так давно ботинки шились со шнурками, но сейчас, в 2019 году, имеют и резиновые вставки (введены они были в 2014 году). На территориях, где царит суровый климат, военнослужащие носят яловые сапоги. Тропическая форма предусматривает ношение сандалий.

Также в полном комплекте повседневной формы имеется тельняшка полосатая, перчатки и шапка-ушанка.

Повседневная форма одежды офицеров и мичманов

Военная повседневная форма, предназначенная для офицеров и мичманов, включает в себя: черную или белую шерстяную фуражку, тужурку из того же материала, черное пальто, кремовую рубашку, черный же галстук с золотого цвета закрепкой, кашне, черные брюки, поясной ремень, перчатки и полусапоги, полуботинки или ботинки в качестве обуви. Также позволено включать в повседневный комплект черную пилотку, шерстяной свитер той же расцветки, демисезонную куртку или плащ и китель из синей шерсти.

Повседневная женская форма одежды ВМФ

Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.

Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.

Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.

Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:

  • Парадная.
  • Офисная.
  • Дембельская.

Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.

Видео: обзор офисной формы офицеров ВМФ нового образца

Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ

Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).

Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой. Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.

Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.

Парадная форма для старшин и матросов ВМС

Обязательными предметами одежды является полосатая тельняшка (форма контрактника предусматривает ношение кремовой рубашки с галстуком), шерстяные черные брюки и черный же поясной ремень. Головным убором может служить белая (летняя) фуражка-бескозырка или же черная шерстяная, или же меховая шапка-ушанка (зимний вариант). Для контрактника также предназначена белая либо черная фуражка. Имеется также белая форменка (для контрактника – тужурка из черной шерсти), или же синяя фланелевка. В составе формы имеется шерстяное черное пальто (на которых также носятся погончики, равно как и на тужурках, бушлатах, фланелевках и форменках), кашне и перчатки. Также разрешено ношение бушлата. Обувь – ботинки/полуботинки, полусапоги.

Женская парадная форма ВМФ

Такой комплект по своему составу почти полностью повторяет повседневный, за исключением того, что жакет парадный, пояс также парадный, золотистый, а в зимняя версия имеет в комплекте белое кашне.

  • Синей или черной фуражки либо повседневной кепки тех же цветов.
  • Костюма, состоящего из брюк и куртки с длинными (короткими) рукавами.
  • Тельняшки или белой/синей футболки.
  • Также офисная форма ВМФ содержит в своем комплекте и белую фуражку.

Видео: день ВМФ и парадная форма

Дембельская форма ВМФ

Дембельская морская форма – совершенно особенная «неформальная» форма для служащего. Это не просто комплект одежды – а проявление фантазии и гордости солдата. Оформляется такой комплект по личным предпочтениям служащего. Традиция изготавливать форму специально для увольнения в запас пришла к нам еще из СССР.

Дембельскую форму также можно разделить на несколько типов:

  • Строгая.
  • Украшенная.

Украшенную дембельскую форму в свою очередь можно неофициально разделить на:

  • Умеренно украшенную.
  • Средне украшенную.
  • Богато украшенную.

Соответственно, имеет смысл более подробно рассмотреть строгую (уставную) дембельскую форму, ввиду вольности составления комплекта украшенной формы. Она, чаще всего, состоит из ушитого кителя, с пришитыми эмблемами родовых войск, золотыми пуговицами, наградами и значками, аксельбанта и традиционной обуви, пояса и фуражки (берета).

Видео о форме ВМФ

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


В середине XVIII века на флотах передовых морских держав – Франции, России, Великобритании – было введено понятие «униформы». До этого флотские «командные люди» одевались каждый по своему вкусу: отсутствовали единые требования к покрою костюма, количеству пуговиц и даже цвету!


В 1748 году британское Адмиралтейство приняло первый единый стандарт униформы для офицеров, которая состояла из темно-синего мундира, белых брюк и белых чулков. Некоторые офицеры носили парик, но эта мода быстро прошла вследствие его непрактичности при службе на кораблях.



Униформа офицеров, особенно высшего состава, в те времена стоила очень дорого. Использовались натуральные материалы: шерсть, шелк, хлопок, кожа. Одежда должна была обеспечивать комфортные условия, как при тропической жаре, так и при плавании в крайних северных и южных широтах.



Воинские звания различались количеством и расположением пуговиц и галунов, также визуально отличались парадная и повседневная униформа. Офицеры носили серебряные пряжки туфлей, золотые или позолоченные ременные пряжки и пуговицы. Эполеты, галуны и вся вышивка были ручной работы. Большое количество позолоты и трудоемкость изготовления позволяла владельцу при неудачном финансовом положении заложить мундир, эполеты и шпагу в комиссионном магазине.





Нередко офицеры Королевского флота предпочитали опасностям и лишениям службы на благо Короны более спокойную и размеренную жизнь на «индийцах» - торговых кораблях Ост-индской компании, доставлявших товары из Азии. К тому же это была более высокооплачиваемая работа, чем служба во имя короля.



Главными героями Великобритании периода наполеоновских войн заслуженно являются фельдмаршал Артур Уэлсли, герцог Веллингтон и вице-адмирал Горацио Нельсон. И если первый побеждал войска Великого Маленького Корсиканца на земле, то Нельсон обеспечивал победы на море, разнося в щепки французско-испанские флота у мыса Сент-Висент, при Абукире, Ниле и Трафальгаре.



Смерть настигла героя Британии 21 октября 1805 года, когда в разгаре битвы, пуля французского снайпера попала в левое плечо, пробила легкое и позвоночник. В настоящее время артефакт - мундир Нельсона - находится в Национальном морском музее в Гринвиче.



Прочувствовать дух той героической эпохи могут все желающие, побывав в Портсмуте на борту трехдечного 104-пушечного линейного корабля «Виктория» (HMS Victory), который числится в составе Королевского флота с 1778 года.



Форма флотских офицеров представленного типа просуществовала около века, постепенно сменяясь более утилитарными моделями, но память об эпохе парусного флота поныне живет в картинах маринистов, среди которых особо выделяется .

Фото из коллекции Национального Морского Музея в Гринвиче (National Maritime Museum, Greenwich, London) – collections.rmg.co.uk.

До середины восемнадцатого века морские офицеры выходили в море, одетые в соответствии с канонами моды, принятой на берегу для джентльмена. Несмотря на некоторые изменения, вносимые в одежду для соответствия жизни на борту, костюм мало подходил для выполнения корабельных обязанностей и было невозможно отличить строевого офицера от волонтеров, уоррант-офицеров (категория командного состава между унтер-офицером и офицером) и других щеголей, которые находились в рядах простых матросов.
Для того, чтобы обеспечить офицеров костюмом «подобающим настоящему офицеру», на флоте была принята приемлемая альтернатива мундиру: первый устав по мундирам морских офицеров был введен в 1748 году. Всем офицерам надлежало иметь два комплекта формы: парадный костюм и повседневную форму одежды, последнюю изначально именовали «сюртуком». Пересмотренный в ноябре 1787 года устав предполагал парадную форму как: темно-синий китель, носимый поверх белой блузы, белые бриджи, белые чулки и туфли с пряжками. Разница в форме, количестве, расположении и стиле пуговиц служила для отличия в званиях, начиная от волонтера до адмирала. В качестве повседневной формы одежды служил простой синий сюртук без каких либо военных знаков отличия, что, по словам самих офицеров, «вызывало не меньше уважения как на берегу, так и на борту»

В 1793 году парадная форма старших офицеров имела значительное количество вышивки, соотносимое с формой армейских генералов того же периода, но с введением устава 1795 года последовало большинство нововведений и изменений. Данный устав ввел ношение эполетов на мундирах морских офицеров (некоторых); офицеры морской пехоты также носили эполеты в течение определенного времени. В то время как многие офицеры ратовали за введение данного знака отличия, другие, включая Нельсона, считали эполеты веянием французской моды и с пренебрежением относились к тем офицерам, которые носили эполеты до включения их в устав.

Рис 4. Волонтеры 1-го и 2-го классов. Около 1830 г.

Рис 5. Капитан 3 ранга; старший помощник командира. Около 1830 г.

Рис. 6. Контр-адмирал. Около 1828 г.

Не всем строевым офицерам полагались эполеты, к огорчению лейтенантов их форма осталась без изменений. Треуголка с позолоченным кантом полагалась офицерам в звании не ниже лейтенанта, также были введены пуговицы нового типа для всех офицеров. На рубеже веков становиться обыденным ношение отворотов на кителях застегнутых на пуговицы поперек: дополнительный галун, который иногда можно встретить на мундирах капитанов того времени поверх обшлагов, считался неофициальным, но, скорее всего, являлся обычным делом для отличия капитана от старшего помощника.

В 1812 году вновь появляется на мундирах офицеров белая отделка. На всех пуговицах над якорями теперь располагалась корона. Первое время мундир адмирала флота отличался от мундиров других адмиралов. Кителя лейтенантов остались без изменений, но после многих лет они получили один эполет, носимый на правом плече. Старшим помощникам капитана теперь полагались два простых эполета, на капитанских же эполетах располагалось по якорю, после трехлетней выслуги над якорем добавлялась корона.

Рис 10. Помощник, юнга и старший помощник капитана. Около 1849 г.

В 1825 году куртки и брюки были заменены на сюртуки и бриджи и в 1833 году были введены для повседневной униформы остроконечные шляпы с кокардами. Развитие и характерные признаки офицерского мундира приведены в таблице ниже.

Адмирал

Парадная

Синий однобортный китель на белой подкладке (застегивался с помощью крючков), с синим стоячим воротником отделанный золотой окантовкой, без лацканов, с отделкой золотым галуном, девятью золотыми пуговицами и петлями равномерно расположенными с каждой стороны; белые обшлага с галунами – одна у контр-адмирала, две у вице-адмирала, три у адмирала; без эполетов. На пуговицах: якорь с лавровым венком по краю. Белый однобортный жилет, белая рубашка, белые бриджи, белые чулки, черные туфли с пряжками.

Повседневная

Синий двубортный китель на белой подкладке, носимый как застегнутый, так и не застегнутый; простые обшлага, клапана кармана с тремя золотыми пуговицами и петлями. Без выпушки; девять золотых пуговиц расположенных равномерно у адмиралов, по три у вице-адмиралов и десять парных для контр-адмиралов. Без эполетов.

Парадная

Синий однобортный китель на белой подкладке, с синим стоячим воротником, синие лацканы с девятью золотыми равномерно расположенными пуговицами, золотая окантовка обшлагов, воротника, лацканов и фалд; эполеты с одной, двумя и тремя восьмилучевыми звездами у контр-адмиралов, вице-адмиралов и адмиралов соответственно; синие обшлага с широким дополнительным галуном; остальное без изменений
Около 1800 года треугольная шляпа была заменена на шляпу с двумя навершиями, носимую поперек.

Повседневная

Китель и эполеты как на парадном мундире, но окантовка только на обшлагах.

После марта 1812 г.

Парадная

Как и раньше, но с белыми лацканами и обшлагами: на пуговицах над якорем добавилась корона. Была введена новая униформа для адмирала флота с четырьмя золотыми галунами на обшлагах.

Повседневная

Без изменений, за исключением новых пуговиц.
Адмирал флота: белые лацканы и обшлага с золотыми галунами (четыре золотых тесьмы на обшлагах) и золотая выпушка на воротнике.

Капитан

Парадная

Синий китель на белой подкладке со стоячим воротником; синие лацканы с золотым галуном, девять пуговиц на каждой стороне; синие обшлага и карманы с тремя пуговицами на каждом. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов. Капитанские пуговицы.

Повседневная

Двубортный китель на белой подкладке с подгибаемым воротником; девять пуговиц расположенных равномерно для капитанов с трехлетней выслугой и по три для капитанов с меньшей выслугой; лацканы без галунов. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов. Три пуговицы для карманов и обшлагов. Пуговицы для обеих форм: якорь в овале из каната, окантовка пуговиц в форме каната.

Парадная

Как и раньше, но синие лацканы, обшитые не золотыми нитками петли и одна тесьма окантовки по всем краям, включая фалды, обшлага вновь стали с треугольными отворотами с тремя позолоченными пуговицами из латуни, две тесьмы («разрезанная манжета», отмененная в 1787г.); девять пуговиц равномерно расположенные, дизайн пуговиц без изменений. Пуговицы обычно располагались с внутренней стороны и застегивались внахлест. Китель обычно носили расстегнутым. Белый жилет, бриджи, чулки. Капитаны с трехлетней выслугой имели простые золотые эполеты на каждом плече, у капитанов с меньшей выслугой лет – один на правом плече. Около 1800 года треугольная шляпа была заменена на шляпу с двумя навершиями, носимую вдоль.

Повседневная

Китель как в парадном мундире, но без галунов и вышивки; подкладка обычно синяя. Белый жилет, бриджи и/или ботфорты если удобно. Эполеты не обязательны.

После марта 1812 г.

Парадная

Как и ранее, но китель двубортный с белыми обшлагами и лацканами, для капитанов с выслугой меньше трех лет теперь предусмотрен серебряный якорь на эполетах, у капитанов с выслугой более трех лет над якорем добавилась корона, все капитаны носили по два эполета. На пуговицах над якорями введены короны.
Капитаны первого ранга и капитаны дисциплинарного надзора носили повседневную форму контр-адмирала в качестве парадной и повседневной.

Повседневная

Штурман и старший помощник капитана (капитан 3-го ранга)

Парадная

Синий китель с белой подкладкой и синим стоячим воротником; синие лацканы с золотым галуном и девятью пуговицами с каждой стороны; синие обшлага и карманы с тремя пуговицами. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов. Пуговицы как у капитана.

Повседневная

Двубортный китель на белой подкладке с подгибаемым воротником; десять пуговиц расположенных попарно с каждой стороны, лацканы без галунов. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов.

Парадная

Как у капитана, за исключением одного эполета на левом плече, одна тесьма на обшлагах.

Повседневная

Как парадная, но без галунов; простые обшлага с пуговицами, параллельными запястью; под-кладка обычно синяя. Белый жилет и чулки, синие бриджи.

После марта 1812 г.

Парадная

Как и ранее, но с белыми обшлагами и лацканами; два простых эполета. На пуговицах над якорем появилась корона

Повседневная

Как и ранее, но с новыми эполетами и пуговицами.
Около 1800 года треугольная шляпа была заменена на шляпу с двумя навершиями, носимую вдоль. В начале века термин «повседневная униформа» был заменен на термин «фрак».

Парадная

Как и у капитана, но без окантовки. Белый однобортный жилет, бриджи, чулки, обшлага. Без эполет.

Повседневная

Синий однобортный китель с белой подкладкой (обычно застегивался внахлест), стоячим воротником и девятью пуговицами. Карманы, круглые обшлага, лацканы и воротник без галунов, но были окантованы белым; карманы и обшлага имели по три латунные пуговицы каждый. Белый жилет, бриджи, чулки (обычной практикой было ношение бриджей и ботфортов). Без эполетов.

Парадная

Без изменений

Повседневная

Без изменений

После марта 1812г.

Парадная

Как и у капитана, включая такие же пуговицы, но без галунов; простой золотой эполет на правом плече.

Повседневная

Как и ранее, но с новыми эполетами и пуговицами. Около 1800 года треугольная шляпа была заменена на шляпу с двумя навершиями, носимую вдоль. В начале века термин «повседневная униформа» был заменен на термин «фрак». Младшие лейтенанты носили повседневную форму лейтенантов все время.

Мичман

Парадная

Синий однобортный китель на синей подкладке без лацканов, стоячий воротник с белой нашивкой с одной пуговицей с краю, девять маленьких равномерно расположенных пуговиц (якорь, но без окантовки канатом); синие обшлага с тремя пуговицами. Белый жилет, бриджи, чулки. Без эполетов. Кортик на ремне из черной кожи.

Повседневная

Не установлена: обычно синий китель, пошитый по офицерскому образцу. Серые бриджи для повседневного использования.

Помощник коммандера

До августа 1807 г.

Парадная

Как и у мичманов, но отложной воротник без нашивки и окантовки по переднему краю кителя, карманов, и позади пуговиц на обшлагах. Без эполетов. Пуговицы как у уоррант-офицеров (большие якоря без канта).

Повседневная

Как у мичмана.

После августа 1807г.

Парадная

Как и ранее, но стоячий воротник с пуговицей на каждой стороне с новым рисунком (якорь в овале из каната).

Повседневная

То же самое.

Волонтер

Парадная

Не установлена: обычно синий китель, пошитый по офицерскому образцу.

Повседневная

Не установлена.

Уоррант-офицеры (категория командного состава между унтер-офицером и офицером)

С 1 ноября 1787 года уоррант-офицеры носили простой синий однобортный китель на белой подкладке с отложным воротником и девятью пуговицами (на позолоченной пуговице изображался якорь), три пуговицы на обшлагах и карманах; белый жилет, бриджи, чулки; без эполетов. При изменениях устава в 1795 г. и в августе 1807 г. мундир остался без изменений, но 1812 г. на всех пуговицах была добавлена корона.

Штурманы и казначеи носили стандартный мундир уоррант-офицеров. Парадный мундир был утвержден 29 июня 1807 года, на пуговицах штурманов изображался якорь военно-морского ведомства, окруженный двумя меньшими якорями в овале в форме каната, на пуговицах казначея изображались два скрещенных якоря Продовольственного ведомства. В 1812 году на пуговицах обоих типов появилась корона. Механики были отнесены к рангу уоррант-офицеров в 1837 году и носили стандартную униформу до 1841 года, когда на пуговицах механиков было внесено изображение рычага. В 1847 году механики были отнесены к строевым офицерам и носили мундиры лейтенантов или коммандеров, это касалось только главных механиков.

У матросов до 1857 года не было официальной формы, их одежда зависела от условий службы, общего благосостояния корабля и команды, а так же предпочтений капитана. Когда корабль находился в домашних водах, казначей получал одежду и обмундирование, у казначея же потом матрос мог (или был обязан) купить все необходимое для жизни на борту, обычно в кредит, который примерно равнялся двухмесячному жалованию.
В 1824 году была проведена попытка унифицировать форму матросов. В «Инструкциях для казначеев» приводился перечень необходимого обмундирования на корабле. Инструкция включала: синюю суконную куртку и штаны, вязанный камвольный жилет, парусиновые брюки и куртку, рубахи, чулки, шляпу, рукавицы и черные шелковые платки. Данная «стандартная» униформа матроса могла легко сочетаться с вещами, принесенными на борт человеком, когда он поступал на службу, а многие во время пребывания в заграничных плаваньях добавляли более экзотичные и яркие предметы одежды.
Одежда матроса была очень характерна, позволяя сразу отличить его от человека другой профессии. Они носили «укороченную одежду» и сухопутную «длинную». На берегу обычно это были: жилет, длинная куртка, доходившая почти до колен, носимая поверх узких бриджей и чулок. На рубеже девятнадцатого века бывалые моряки щеголяли в короткой синей куртке «бум-фризер» (шерстяной бушлат и тельняшка) в холодную погоду и парусиновой одежде в теплом климате с красным жилетом, клетчатой рубахе и шарфом или платком, свободно повязанным на шее. Очень популярны были круглые шляпы, особенно из соломы, которые в холодную погоду покрывались смолой. Шляпы обычно украшались именем корабля. На берегу матросы носили туфли, на борту же, для работы на реях, матросы были босыми.

Рис 13. Матрос. Около 1790 г.

Рис 14. Матрос. Около 1828 г.

Рис 15. Матрос. Около 1862 г.

Эту одежду называли «короткой» потому, что она доходила до пояса или чуть ниже, не оставляя болтающихся концов, которые бы подвергали опасности человека, карабкающегося по реям. Вместо бриджей матросы носили свободные брезентовые штаны, совсем не похожие на те, которые носились на берегу. Иногда эти брезентовые штаны были расклешенными. Все эти предметы одежды делали моряков легкоузнаваемыми и любой, кто бы оделся таким образом, мог быть принят за моряка. Моряки с пренебрежением относились к «сухопутной» одежде и их выходная одежда представляла усовершенствованную и украшенную версию той, в которой они работали: белые парусиновые штаны (вместо брезентовых), серебренные пряжки на туфлях, латунные пуговицы на бушлатах, цветные тесьмы около швов и ленты на шляпах.
На флагманских кораблях или других кораблях с состоятельным капитаном нередко экипажи адмиральского баркаса имели специальное обмундирование, которое представляло конкретный корабль (и придавала значимости перевозимому офицеру).
С июня 1827 года унтер-офицерам было позволено носить нашивки, указывавшие на их ранг: у унтер-офицеров второго ранга это был белый матерчатый якорь на рукаве, у унтер-офицеров первого ранга тот же самый якорь, но с короной наверху. В 1857 году для матросов были введены нашивки, носимые на левом рукаве, которые служили для различия между старшими и младшими рангами. В 1859 году форму унтер-офицера составляли: бушлат, жилет, штаны и остроконечная шляпа.
Дальнейшие изменения в викторианский период (эпоха правления королевы Виктории 1837-1901гг. – прим. переводчика) привели к униформе матросов, существующей в наши дни.

Морская пехота

Корпус морской пехоты, позднее Королевская Морская пехота, ведет свое начало от 1664 года. Обычно вербовка в морскую пехоту проходила так же, как и в сухопутную армию. Морская пехота обеспечивала присутствие на кораблях подразделений, способных сражаться как пехота на суше, позволяла укомплектовывать расчеты орудий либо морские пехотинцы выполняли функции стрелков в ближнем бою. В униформе морской пехоты прослеживались тенденции мундира армейской легкой пехоты с минимальными изменениями с целью приспособления ее к службе на борту и хотя морские пехотинцы сражались так же и на суше, их униформа была не полностью укомплектована для службы на берегу.

Рис 18. Офицер Королевской Морской пехоты. Около 1805 г.

Рис 19. Рядовой Королевской Морской пехоты. Около 1845 г.

28 апреля 1802 года Морская пехота была переименована в Королевскую Морскую пехоту, а в августе 1804 года был создан Артиллерийский корпус Королевской Морской пехоты, состоявший из трех дивизионов, сохранившихся до настоящего времени (Четам, Портсмут и Плимут, четвертый дивизион был образован в Вулвиче в 1805 году). Целью его создания была замена офицеров и матросов Королевской Артиллерии в обслуживании мортир и гаубиц, установленных на бомбардирских судах, так как их обслуживание требовало большего мастерства, нежели обычных орудий.

Как видим, эти чины отличались от общеармейских. Чин генерал-адмирала появился в России еще в 1708 г. Первым обладателем его был Ф. М. Апраксин. До 1917 г. этот чин имело всего 6 лиц, причем в XIX в. он давался исключительно членам императорского дома. Последним генерал-адмиралом был великий князь Алексей Александрович (получил его в 1883 г.; умер в 1908 г.). Поскольку власть генерал-адмирала распространялась не только на флот, но и на военно-морское ведомство в целом, до 1909 г. глава Морского министерства назывался не министром, а лишь управ­ляющим этим министерством. Чин адмирала в Европе (например, во Франции) обычно связывался с опреде­ленным морем и означал командира флота на этом море. В России такой связи не было. Чин вице-адмирала первоначально соответствовал должности командира авангарда судов. Командиру арьергарда и охранения эскадры вообще соответствовал чин шаутбенахт (IV класс), заимствованный из шведского флота (его имел сам Петр I); позже этот чин стал именоваться контр-адмирал. В последней трети XIX в. в России оказалось «столько же адмиралов, сколько их было у Франции и Англии вместе взятых». Для сокращения впредь числа адмиралов в соответствии с «размерами... флота» России в начале 1885 г. был введен так называемый морской ценз - учет при присвоении рвоенно-морских чинов плавания на военных судах и командования судами, отрядами и эскадрами.

Чины V-IX классов имели в своих названиях слово капитан (главный): во флоте слово это пони­малось преимущественно как обозначение командира корабля. Корабли же в зависимости от своих типов делились на три класса (ранга). Чин капитан-коман­дора (мог командовать отрядом судов) существовал до 1732-го и в 1751 -1764 гг. Затем вместо него стал употребляться чин капитана бригадирского ранга. В сентябре 1798 г. чин капитан-командора был вос­становлен, а в декабре 1827 г. окончательно ликви­дирован.

Чин капитана 3-го ранга существовал лишь с 1713 по 1732 г. и с 1750-х гг. до 1764 г. По штату 1732 г. чин капитан-поручика не значился, а поручик чис­лился в VIII классе. В 1764 г. эти чины были опре­делены в VIII и IX классах. В 1797-1798 гг. они в соответствии с Табелью о рангах были переимено­ваны в капитан-лейтенанта и лейтенанта (с 1855 по 1907 г. они не употреблялись). Чин корабельного секретаря был отнесен к числу гражданских. В 1758 г. чин мичмана из числа унтер-офицеров флота был переведен в XIII класс, а после упразднения чина унтер-лейтенант в 1764 г. - в XII класс.

Морские чины IX-XII классов с самого начала числились рангом выше армейских (поскольку чин капитана 3-го ранга приравнивался к майору). Но вследствие большого числа рангов штаб- и обер-офи-церских чинов и малого количества вакансий во флоте считалось, что едва «жизни человеческой стать может, чтобы... через все чины дослужиться... до первого ранга капитана». Трудности и даже опас­ности морской службы отвращали дворян от вступле­ния в нее (дворяне предпочитали «сухопутную служ­бу... где гораздо скорее случай имеют выслужиться и чины получить»). Поэтому в январе 1764 г. система военно-морских чинов с VI класса и ниже получила следующий вид:

Если до 1764 г. морские обер-офицерские чины формально имели преимущество по сравнению с армейскими в один класс, то теперь оно увеличилось до двух классов.

В 1860-1882 гг. существовал чин гардемарина, приравненный к подпоручику (XIII класс) или пра­порщику (XIV класс) в зависимости от сдачи экза­мена и срока службы. В 1884 г. чин капитан-лейте­нанта (VIII класс) был упразднен, но с 1 июня 1907 г. восстановлен и существовал до 6 декабря 1911 г. Тогда же (28 мая 1907 г.) IX класс военно-морской службы был как бы разделен на две ступени: вместе с чином лейтенанта в этом же классе было установ­лено «звание» старшего лейтенанта, 16 марта 1909 г. преобразованное в чин старшего лейтенанта (ситуа­ция напоминала ту, которая в XVIII в. сложилась в связи с разделением чина майора на два). Для про­изводства лейтенанта в старшие лейтенанты в эти годы требовалось 5 лет службы на младшей ступени того же класса. 9 декабря 1911 г. чин старшего лейте­нанта был переведен в VIII класс (вместо упразднен­ного чина капитан-лейтенанта), но продолжал счи­таться обер-офицерским чином подобно армейскому капитану. Чин мичмана (XII класс) в 1884 г. был повышен на два ранга и оказался в X классе.

Помимо указанных выше чинов флота, в морском ведомстве существовали также офицерские чины общеармейских наименований. К ним относились чины офицеров, состоявших в так называемых специ­альных корпусах морского ведомства либо числив­шихся по Адмиралтейству и военно-морскому судеб­ному ведомству. Существовали корпуса флотских штурманов и морской артиллерии (которые в конце XIX-начале XX в. постепенно реорганизовы­вались, а офицеры в них заменялись флотскими), а также корпуса корабельных инженеров, инженер-механиков флота и (с 1912 г.) гидрографов. В 1886- 1908 гг. в корпусах корабельных инженеров и инже­нер-механиков флота были особые наименования чинов:

Обер-офицеры, состоявшие по Адмиралтейству, приравнивались к армейским, а офицеры специаль­ных корпусов считались одним классом выше. Все они после четырех лет службы в VI классе «жалова­лись в статские советники» (V класс), а еще через четыре года получали чин IV класса.

Хотя в морском ведомстве, как и в военном, назна­чение на должности производилось в строгом соот­ветствии с чинами, там существовало правило, соглас­но которому старшинство нахождения в чине «не дает само по себе преимуществ при назначении на долж­ность», а в расчет принимаются прежде всего личные качества кандидатов.

История военно-морских мундиров известна да­леко не полно. Первоначально мундиры офицеров флота были подобны армейским. Лишь в 1732 г. флотским офицерам было предписано «сделать и впредь иметь мундир из василькового сукна с крас­ной подкладкой». Кафтан полагался без воротника, с разрезными обшлагами. Кафтан и камзол обшива­лись золотым позументом по бортам, обшлагам, кар­манным клапанам и петлям. Но уже в 1735 г. после­довали изменения: кафтаны должны были быть зеленого цвета, а обшлага на них, камзолы и шта­ны - красного. Через десять лет кафтаны и штаны получили белый цвет, а камзолы, воротник и обшлага кафтанов - зеленый. Кафтаны и камзолы адмиралов обшивались золотом, а офицерские - золотым позу­ментом.

2 марта 1764 г. были утверждены правила «о мун­дире служащим во флоте и при Адмиралтействе». Цвета мундиров сохранялись, за исключением того, что штаны стали зелеными. Число пуговиц на обшла­гах адмиральских мундиров стало соответствовать чинам: у адмиралов - 3, у вице-адмиралов - 2, у контр-адмиралов- 1. Их кафтаны имели соот­ветственное количество рядов шитья, аналогичного генеральскому. Капитаны 1-го ранга имели галун по борту в два ряда, а капитаны 2-го ранга - в один. Морские артиллеристы имели черную отделку мунди­ров. Всем адмиралам и офицерам полагались тре­угольные шляпы: адмиралам - с шитьем и плюма­жем, офицерам - с галуном, офицерам-артилле­ристам - с золотым шнурком.

В конце 1796 г., с вступлением на престол Павла I, было дано распоряжение «во флоте шитых мундиров не носить, а быть всем навсегда в виц-мундире». Все адмиралы и офицеры получили темно-зеленые мун­диры (без лацканов) с белыми воротниками и темно-зелеными обшлагами, а также белые камзолы и штаны. На клапанцах рукавов помещались золотые и серебряные нашивки, обозначавшие дивизии и эс­кадры. Мундиры дополнялись треугольными шля­пами с плюмажем у адмиралов и золотым галуном с кистями у офицеров. На шляпы нашивался бант из черно-оранжевой ленты (кокарда).

В 1803 г. военно-морская форма претерпела су­щественные изменения. Кафтаны XVIII в. были, как и в армии, заменены мундирами со стоячим ворот­ником и вырезом юбки спереди. Цвета мундиров оставались прежними. Брюки устанавливались длин­ные. Сохранялись треугольные шляпы с плюмажем.

На воротниках и обшлагах у адмиралов полага­лась золотая вышивка с якорями, а у офицеров - только якоря. Вводились погоны из золотого галуна. У адмиралов чины обозначались черными орлами. Капитаны 1-го и 2-го рангов имели два погона; капи­тан-лейтенанты и лейтенанты - только на одном плече (до 1811 г.). Погоны лейтенантов были из зеле­ного сукна с золотым позументом. Мичманам погоны не полагались. В 1807 г. были введены эполеты с бах­ромой: у корабельных офицеров - золотые, у неко­рабельных- серебряные. В 1811 г. было разрешено ношение темно-зеленых брюк.

В 1826 г. офицеры флота получили сюртуки (виц­мундиры) со стоячим воротником.

В марте 1855 г. мундиры с вырезом юбки спереди "были заменены двубортными полукафтанами с пол­ной юбкой и стоячим воротником.

В октябре 1870 г. вместо прежних виц-мундиров и сюртуков в морском ведомстве был установлен «сюртук нового образца»: темно-зеленый, граждан­ского покроя, двубортный, на 6 пуговиц, с отложным воротником и открытым воротом, надевавшийся на белую рубашку с черным галстуком. Ранее введенные кивера были снова заменены треугольными шляпами гражданского образца.

Хотя система обозначения чинов на эполетах и погонах офицеров флота совпадала с общеармейской, полной аналогии не было. Адмиральские чины по-прежнему обозначались орлами: у адмирала их было три, у вице-адмирала - два и у контр-адмирала - один (тогда как флота генерал-лейтенант имел три звездочки, а генерал-майор - две). Погоны капита­нов 1-го и 2-го рангов имели по два просвета: у первого - без звездочек, а у второго - с тремя звездочками. Погоны флотских обер-офицеров имели один просвет, причем у старшего лейтенанта (VIII класс) звездочек не было (как у армейского ка­питана), у лейтенанта их было три, а у мич­мана - две.

СВИТСКИЕ ЗВАНИЯ И МУНДИРЫ

Генералы, адмиралы и офицеры сухопутных и во­енно-морских сил, отличившиеся по службе и поль­зовавшиеся доверием императора, с начала XIX в. составляли его Свиту и имели особые свитские звания. Хотя формально Свита не являлась частью импера­торского двора, а входившие в нее лица не относились к числу придворных, фактически свитские звания могут рассматриваться как военно-придворные. С 1908 г. сведения о личном составе Свиты стали даже включаться в справочник «Придворный календарь». Еще в 1711 г. в России впервые появляются должности генерал-адъютанта и флигель-адъютанта. В Табели о рангах различались генерал-адъютанты (VI класс), генерал-адъютанты при генерал-фельд­маршале (VII класс) и флигель-адъютанты при генерал-фельдмаршале (IX класс). С 1713 г. генерал-адъютанты стали назначаться при монархе. В 1731 г. императрица Анна Иоанновна установила, что число и ранг генерал-адъютантов «в воле ее величества». Мно­гие из них имели чины бригадира и генерал-майора. При Анне Иоанновне же впервые появляется звание флигель-адъютанта при императрице, пожалованное графу А. П. Апраксину с указанием на то, что звания этого «прежде сего не бывало и впредь по нем, Апрак­сине, не будет». Однако при Петре III назначение во флигель-адъютанты снова имело место с присвое­нием им ранга полковника армии. Екатерина II ука­зала, что «генерал-адъютанты ниже генерал-пору­чика... быть не могут».

В конце XVIII в. названные должности оконча­тельно перестают связываться с постоянным обяза­тельным исполнением адъютантских обязанностей и превращаются в почетные звания. Оба звания (генерал-адъютант и флигель-адъютант) стали да­ваться лицам, уже имевшим военные чины. В 1797 г. было разъяснено, что звание флигель-адъютанта могло сохраняться лишь за теми, чей чин был ниже IV класса, т. е. за обер- и штаб-офицерами. Произве­денные в генеральские чины теряли это звание, но могли получить звание генерал-адъютанта.

В начале XIX в. складывается понятие «Свита его императорского величества», объединявшее всех ге­нерал- и флигель-адъютантов. В 1827 г. для военных чинов IV класса были установлены особые звания: Свиты его величества генерал-майор и Свиты его ве­личества контр-адмирал (первые пожалования их состоялись в 1829 г.). С этого же времени звание генерал-адъютанта стало присваиваться лишь военным II и III классов. Сохранялось оно и за генерал-фельд­маршалами (например, в 1830-1840 гг. звание гене­рал-адъютанта имел генерал-фельдмаршал И. Ф. Пас-кевич). Наконец, с 1811 г. появляется еще одно по­четное свитское звание - генерал, состоящий при особе императора (существовало до 1881 г.). Обычно оно давалось полным генералам (II класс). К концу XIX в. генералы, состоявшие при императоре, стали именоваться генерал-адъютантами при особе его ве­личества (в отличие от генерал-адъютантов его вели­чества), которые в «Положении об Императорской главной квартире» числились выше просто генерал-адъютантов. Отставка или достижение предельного (для двух низших групп свитских званий) чина влекли за собой отчисление из Свиты. Для получе­ния же более высокого звания требовалось новое по­жалование.

По закону пожалование свитских званий произ­водилось «по непосредственному государя импера­тора усмотрению», причем число лиц Свиты не огра­ничивалось. По царствованиям назначения в Свиту распределялись следующим образом: Павел I - 93, Александр I - 176, Николай I - 540, Алек­сандр II - 939, Александр III-43 лица. Общая численность Свиты составляла к концу царствования Александра I - 71 человек, Николая I - 179, Александра II - 405 и Александра III- 105. К 1914 г. в Свите числились 51 генерал-адъютант, 64 генерал-майора и контр-адмирала и 56 флигель-адъютантов.

Первоначально Свита входила в состав Квартирмей-стерской части военного ведомства, а с 1827 г. (по дру­гим данным, с 1843 г.) -в Императорскую главную квартиру, подведомственную Военному министерству. Последнюю, помимо Свиты, составляли Военно-поход­ная канцелярия, Собственный его императорского вели­чества конвой, рота дворцовых гренадер и лейб-медики. Во главе Квартиры стоял командующий, должность которого с 1856 г. совмещалась с должностью министра императорского двора.

Лица, составлявшие Свиту, в большинстве занимали какие-либо должности вне ее по военной или граждан­ской линиям. Но некоторые из них состояли исключи­тельно «при особе его величества», т. е. в Свите. Неиз­вестно, имели ли они какие-нибудь специальные свит­ские обязанности.

Персональный состав Свиты был довольно случай­ным. По замыслу, в Свиту должны были входить дея­тельные, безукоризненно честные, лично симпатичные императору люди. На практике же проявлялась тен­денция к превращению Свиты в некое представитель­ство генералов и офицеров от разных родов войск и гвардейских частей. Вошло, например, в обычай назна­чать в Свиту адъютантов гвардейских полков. Сущест­вовало мнение, что Свита формировалась без должной осмотрительности и включала многих, не заслуживав­ших уважения. Сравнивая состав «свитских чинов» российского и германского императоров при их свида­нии в 1890 г., А. А. Половцов записал в дневнике, что в свите Александра III «от прежнего времени осталось множество никуда не пригодного хлама, который в на­стоящее время и составляет персонал, появляющийся для сопровождения императора».

В обязанности «чинов» Свиты входило выполнение специальных поручений императора по преимуществу в провинции (наблюдение за рекрутскими наборами, расследование крестьянских беспорядков и т. п.), со­провождение прибывающих в Россию «иностранных высочайших особ» и военных делегаций, присутствие (в свободное от других служебных занятий время) «на всех выходах, парадах, смотрах..., где его величество изволит присутствовать», а также дежурство при импе­раторе во дворце или на церемониях вне дворца.

Дежурство могло быть «полного наряда»- в со­ставе генерал-адъютанта, свиты генерал-майора и фли­гель-адъютанта либо состояло из одного флигель-адъю­танта. До 1881 г. в столице полное дежурство назнача­лось ежедневно. С этого года было введено правило назначать полное дежурство лишь по воскресеньям, праздникам, в дни балов и больших выходов; в осталь­ные дни дежурство осуществлялось одним флигель-адъютантом (как это обычно практиковалось в загород­ных дворцах). В середине XIX в. на каждого свитского офицера приходилось по одному дежурству в два ме­сяца. Основной обязанностью «дежурства» во дворцах была организация представления императору лиц, явив­шихся на общий прием, наблюдение за порядком во время докладов официальных лиц императору, сопут­ствование императору на парадах и смотрах, а также в театрах.

Важной привилегией дежурных генерал-адъютантов с 1762 г. было объявлять «изустные указы» императо­ров. Все лица Свиты имели право представляться импе­ратору «в дни приемов, не испрашивая предваритель­ного разрешения». Для флигель-адъютантов сущест­вовали льготные условия производства в чины вне зависимости от вакансий. За проступки по службе и порочащие поступки в личной жизни свитское звание могло быть отнято.

В конце павловского царствования генералы Свиты получили золотое, а офицеры - серебряное шитье на груди, воротниках, клапанцах обшлагов и карманных клапанах мундиров. В 1802 г. генерал-адъютантам в дополнение к армейскому мундиру был дан особый свитский мундир темно-зеленого сукна с красным воротником и обшлагами, украшенными золотым шитьем оригинального рисунка, и с аксельбантом на правом плече. Мундир дополнялся белыми панталонами с ботфортами и треугольной шля­пой с белым плюмажем. Генералы, числившиеся по кавалерии, имели мундир белого сукна. У флигель-адъютантов была такая же свитская форма, только с се­ребряным прибором, а шляпа без плюмажа. В 1807 г. все «чины» Свиты получили эполет на левое плечо, а в 1815 г.- эполеты на оба плеча с вензелем импера­тора на них, сохранив аксельбант. Вензель императора на эполетах или погонах свитского или общевойско­вого мундира стал главным отличительным знаком. В 1814-1817 гг. свитский мундир становится одноборт­ным и дополняется белой выпушкой по воротнику, кла­панам обшлагов, бортам и фалдам. В 1844 г. для гене­рал-адъютантов, а в 1847 г. и для флигель-адъютантов вместо шляп были установлены каски с белым султаном. В 1855 г. свитские мундиры стали двубортными. К ним полагались темно-зеленые рейтузы с галунными лампасами, которые в 1873 г. были заменены черными чакчирами с красными двухрядными лампасами. Белые брюки сохранялись лишь для балов. В 1862 г. вместо каски было введено кепи из белого сукна с околышем из галуна и с султаном из белого волоса. В 1873 г. кепи снова заменяется каской, но без султана.

В январе 1882 г. «чины» Свиты получили мундиры нового покроя - с более широкой юбкой и синие ша­ровары с красным двухрядным лампасом, заправляемые в сапоги. Заметным отличием «свитских чинов» стала белая мерлушковая шапка с красным верхом.

Генералы и офицеры казачьих войск, а также адмиралы и офицеры флота в составе Свиты сохраняли свою форму мундира, дополнявшуюся шитьем (у каза­ков) и прочими свитскими атрибутами.