Чеснок

Рога - словарь символов - что значит, описание, фото, толкование, определение. Рога - словарь символов - что значит, описание, фото, толкование, определение Кто такие рогоносцы

(12 голосов : 3.9 из 5 )

М. Скобелев

Современному читателю Священного Писания, окруженному принципиально иными реалиями быта, нежели персонажи, о которых повествует священный текст, не просто понять образную речь библейских авторов. То, что для человека древнего мира (Востока) ежедневно было в поле его зрения и осязания в натуральном виде, современному человеку часто доступно лишь в виде картинки. Большинство реалий материальной культуры древнего мира, составляющих неотъемлемую часть жизни древнего Израиля, никак не представлены в нашем быту, и мы имеем возможность приобщиться к ним не иначе, как в выставочных залах. Поэтому адекватное прочтение библейских образов возможно лишь если знать, какое место в жизни древних людей занимали предметы, послужившие источником для создания каждого конкретного художественного образа и символа.

Одной из таких реалий, имевшей широкое употребление в жизни древних людей и почти исчезнувшей из быта современного человека, представленной ныне лишь в виде декоративных сувениров, является рог животного (евр. –qeren ) .

Слову qeren есть соответствия в других семитских языках: в аккадском – словоqarnu , которое используется для обозначения сосудов (для жидкости) и объектов, имеющих форму рога (месяца, звезд), а также является символом силы и могущества; в угаритском – qrn , пуническом – qrny (дв. ч.), арабском –qаrn , обозначающие трубу (муз.), пик (горы), локон (волос) и луч; в эфиопском – qаrn , обозначающее звук рога, силу; в арамейском – qeren/qarna , что означает музыкальный инструмент, угол, силу, так же и в сирийском, и в средневековом еврейском – угол, пик, луч, сила.

Необходимо отметить, что слово qeren в еврейской части Ветхого Завета появляется как имя нарицательное 76 раз: 28 раз в единственном числе, 16 раз в двойственном (qarnayim/qeranayim ) и 32 во множественном (qeranot , const.qarnot ); 14 раз оно встречается в арамейской части .

Рога животных имели важное значение в мифологии и магии народов Древнего Востока. Изображения богов Шумера и Аккада, а также верховных правителей и жрецов часто увенчивались рогатой тиарой. Так, например, Ан (шумер. «небо») – бог неба, постоянный титул – «отец богов». В списках богов XXVI века до Р. Х. из Фары перечень открывается его именем. Символ Ана – рогатая тиара. Энлиль (шумер. «владыка ветер») – бог, покровитель Ниппура, занимающий второе место в списке богов после своего отца бога Ана, символически изображался в виде рогатой тиары, стоящей на священном жертвеннике. Эти символические изображения сохранились на кудурру (межевом камне) вавилонского царя Мелишипака XII века до Р. Х. из Суз, на котором наиболее полно представлены символы богов шумеро-аккадского пантеона .

Подобные изображения сохранились на рельефах из Дур Шаррукена , на стеле с законами Хаммурапи (XVIII век до Р. Х.): бог Шамаш, дающий Хаммурапи свое благословение, сидит на троне в шлеме с тремя рогами , на стеле Нарам-Суэна (XXIII век до Р. Х.) можно видеть рогатый венец у правителя , на стенописи в храмовом помещении дворца Зимри-Лима в Мари (XVIII век до Р. Х.) , а также на шумерских печатях III тысячелетия до Р. Х. . Очевидно, что для человека Древнего Востока рог животного был символом божественной власти и могущества. Поэтому вавилонские и ассирийские цари усвоили себе эти символические рога как знак могущества, пожалованного им богами. Подобно им, ханаанские цари украшали рогами свои шлемы и венцы.

Как будет показано ниже, рог животного послужил для создания нескольких библейских метафор. Однако прежде чем мы обратимся к их анализу, выясним прямое значение слова qeren в Ветхом Завете.

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «РОГ» (QEREN) В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Следует заметить, что слово qeren многозначно, то есть служит для обозначения разных предметов:

1) рогов животных

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими (, см.: , ).

Жизнь древних евреев – кочевого народа, главным занятием которого было скотоводство, протекала в окружении различных диких и домашних животных, имевших рога: баранов (), буйволов (; ), быков (), козлов (). Рога перечисленных животных широко использовались древними евреями в повседневной жизни;

2) сосуда для жидкости (рог с елеем для помазания царей)

И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди (, см. также: ; ).

Как еще один пример использования рога в качестве сосуда для благовоний можно упомянуть загадочное имя третьей дочери патриарха Иова –Керенгаппух (рожок с притираниями) ();

3) музыкального инструмента

Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания… (, см. также: );

4) имитации рога, используемого для символических действий пророками

И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их ().

Говоря об использовании рогов животных, необходимо отметить, что оно было общим для различных культур древнего мира. Так, например, древние греки так же, как и древние евреи, использовали рог как сосуд для питья и в качестве духового инструмента .

Есть сведения о том, что серебряный рог на Востоке использовался в качестве женского украшения, но его также носили победители, например друзы в Ливане и абиссинские вожди .

Эквивалентом слова qeren в Священном Писании является to’apa – «возвышенность, рог», во множественном числе – to’apot (см.: ; ; ), но оно малоупотребительно.

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «РОГ» (QEREN) В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Чаще всего слово qeren в переносном значении встречается в поэтических текстах Ветхого Завета: в благословении Моисеем колена Иосифа (), дважды в песне пророчицы Анны (), а также в псалмах: 17, 3; 74, 11; 88, 18, 25; 91, 11; 111, 9; 131, 17; 148, 14 и у пророков: Исаии (5, 1), Михея (4, 13), Иезекииля (34, 21).

Разработкой учения о разных типах употребления слов в переносном значении занимались ведущие отечественные специалисты в области теории поэтики – А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский и Б. В. Томашевский. Поэтому, исследуя изменения значения слова «рог» в различных библейских контекстах, мы будем ориентироваться на основные положения исследований этих ученых.

«Словесная тема, – пишет В. М. Жирмунский, – придает особое звучание многим, даже самым обычным словам. Но в поэтическом языке большую роль играют изменения значения слов. Раздел лингвистики, который занимается этой проблемой применительно к различным аспектам бытования языка, носит название “семантика”, или “семасиология” (от греческого semaino – обозначать)… В античной стилистике и в античной риторике этот круг вопросов был наиболее разработан, и его называли “учением о тропах”, то есть учением о разных типах употребления слова не в собственном, а в переносном значении, которое мы встречаем в поэзии» .

Предлагая классификацию тропов, Б. В. Томашевский выделяет два основных случая: метафору и метонимию.

Метафора – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии . Как отмечают исследователи, в особенности для поэтов метафора является необходимым вспомогательным средством. Она дает речи особую, высшую прозрачность, облекая даже отвлеченное понятие в живые формы и делая его доступным созерцанию .

Б. В. Томашевский выделяет следующие частные случаи сближения прямого и переносного значения:

1) когда предметы и явления мертвой природы называются словами, выражающими живые явления ,

2) когда отвлеченное заменяется конкретным, явления порядка нравственного и психического – явлениями порядка физического .

Относительно метонимии Б. В. Томашевский замечает, что она отличается от метафоры тем, что между прямым и переносным значением тропа существует какая-нибудь вещественная зависимость, то есть сами предметы или явления, обозначаемые прямым и переносным значениями, находятся в причинной или иной объективной связи .

Рассмотрев классификацию тропов, обратимся к библейским примерам использования слова qeren в переносном значении.

В Священном Писании оно используется для обозначения:

1) верхушки горы

У пророка Исаии читаем:

У возлюбленного Моего был виноградник на вершине (qeren ) утучненной горы ().

Здесь необходимо отметить, что подобное использование слова «рог» встречается и у древнегреческих авторов ;

2) углов (выступов) жертвенника

К углам жертвенника обычно привязывались жертвенные животные перед жертвоприношением:

Бог – Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (, см. также: ).

При принесении жертвы за грех (см.: ) и при посвящении священника роги жертвенника окроплялись кровью жертв (см.: ) .

Роги жертвенника были местом прибежища (спасения) для преступников:

Адония же, боясь Соломона, встал и пошел, и ухватился за роги жертвенника (; см.: ).

Возможность обрести неприкосновенность у рогов жертвенника, как полагают многие исследователи , повлияла на появление известного библейского выражения «рог спасения» (; , );

3) луча

Изображая торжественное шествие Господа, пророк Аввакум говорит:

Бог от Фемана грядет
и святый – от горы Фаран.
Покрыло небеса величие Его,
и славою Его наполнилась земля.
Блеск ее – как солнечный свет;
От руки Его лучи (qarnayim) ,
и здесь тайник силы Его
().

Использование слова qeren в подобном значении в Священном Писании встречается единственный раз. Однако в книге «Исход» есть текст, имеющий подобную интерпретацию (). Это достаточно загадочное место Священного Писания, где повествуется о сиянии лица Моисея после его общения с Богом на Синае. В этом стихе мы видим корень, но не в форме существительного, а в форме глагола qaran – 1) «быть рогатым»; 2) «излучать, сиять» . Возможность двоякого перевода глагола qaran послужила причиной появления двух традиций чтения указанных стихов: в Септуагинте – и не знал он (Моисей), что прославился вид лица его (); и в Вульгате – et ignorabat quod cornuta esset facies sua – и не знал, что рогато лицо его . Латинский перевод повлиял на формирование западноевропейской традиции изображения Моисея;

4) силы, крепости, царства, владычества

В указанном значении слово «рог» в Священном Писании встречается в нескольких устойчивых выражениях:

а) rama qeren – «рог вознесся» (; );

б) gada qeren – «сломил рог» (; ).

Рассмотрим эти выражения подробнее.

Пророчица Анна в благодарственной молитве к Богу по случаю рождения Самуила говорит:

Возрадовалось сердце мое в Господе;
вознесся рог мой в Боге моем;
широко разверзлись уста мои
на врагов моих;
ибо я радуюсь о спасении Твоем
().

И завершая свое благодарение, возглашает:

Господь сотрет препирающихся с Ним;
с небес возгремит на них.
Господь будет судить концы земли,
и даст крепость царю Своему,
и вознесет рог помазанника Своего
().

Очевидно, что слово «рог» в указанном контексте употреблено в переносном значении. Перед нами библейская метафора. Согласно классификации метафор Б. В. Томашевского это тот случай, когда явления порядка нравственного и психического заменяются явлениями порядка физического. Но какие мысли и чувства передает рассматриваемая метафора? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить, что означает слово «рог» в анализируемом контексте.

Блаженный Феодорит, комментируя 18-й стих 88 псалма: И в правде Твоей вознесется рог наш , – замечает: «А рогом пророк назвал крепость и державу, заимствуя образ речи от животных рогатых, которые вооружены рогами и ими защищаются от нападающих» .

Библейское выражение gada qeren – «сломил рог» имеет в Священном Писании прямо противоположное значение. Антитеза между этими двумя метафорическими выражениями нашла свое воплощение в следующем библейском стихе: И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведного (). Блаженный Феодорит поясняет: «Рогом же праведного пророк назвал благочестивый образ мыслей» . Святитель объясняет этот стих так: «И вся роги грешных сломлю – если при уничижении святых рог грешных вземлется в высоту, то очевидно, что при возвышении святых сокрушаются роги грешных . Кто же эти грешные, как не сопротивные людям Божиим лукавые демоны? И вознесется рог праведного . Рогом называется царство или владычество. Посему, когда праведные, по низложении лукавых сил, восприимут крепость, тогда именно явлены будут чудные дела Божии. Потому и в начале псалма пророк сказал: повем вся чудеса Твоя, егда прииму время » .

Выражение rama qeren – «рог вознесся» по отношению к нечестивым в Священном Писании передает их психологическое состояние – гордыню. Так, например:

Говорю безумствующим:
«не безумствуйте»,
и нечестивым: «не поднимайте рога,
Не поднимайте высоко рога вашего,
не говорите жестоковыйно
» ().

Святоотеческое понимание значения слова «рог» в указанных библейских стихах разделяют и современные библеисты. М. Л. Браун пишет: «Несколько важных метафорических образов принадлежат слову qeren (рог), которое употребляется со следующими глаголами: поднять, возвысить и сломить, оборвать; они основаны на изображении животных (особенно дикого быка, буйвола (; ); вознесение (поднятие) рога – символ победы, а сокрушение рогов – образ унижения и поражения» .

Важно отметить, что слово «рог» в значении силы и могущества применяется в Священном Писании не только по отношению к отдельной личности, но и к целому народу:

Встань и молоти, дщерь Сиона,
Ибо я сделаю рог твой железным
И копыта твои сделаю медными, –
И сокрушишь многие народы,
И посвятишь Господу стяжания их
И богатства их Владыке всей земли
(, см.: ).

Очевидно, что переносные значения слова qeren – «сила, мощь, владычество» в применении к народу являются признаками власти, свойственной царю;

5) царя

Не удивительно, что позднее в Священном Писании слово «рог» стало символизировать царя и даже целую мировую державу (, см.: ).

После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него – большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него ().

А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей ();

6) Мессии

Как известно, мессианские пророчества в Священном Писании имеют прикровенный характер, в них используются многочисленные заменители слова «Мессия» – «камень» (), «отрасль» (), «звезда» (). К этому ряду слов, указывающих на Мессию, принадлежит и слово «рог». Например:

Там возращу рог Давиду,
поставлю светильник
помазаннику Моему
().

Блаженный Феодорит видит в этих словах Псалмопевца указание на рождение Христа, он говорит: «По понятию, какое представляется с первого раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поскольку Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни детям, то никто не вправе назвать его рогом, как управляющего народом малое время, потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поскольку пророчество не приличествует Зоровавелю, то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение» ;

7) именования Божии

Наиболее известное метафорическое библейское выражение со словом «рог» – «рог спасения» (; ; ).

Как понимают его толкователи?

Блаженный Феодорит полагает, что в контексте 17-го псалма оно означает одно из имен Божиих.

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой ().

Он говорит: «Потом [пророк] переименовывает Божественные благодеяния и из списка полученных им благ делает список имен Божиих и называет Богакрепостью… утверждением, прибежищем… избавлением… рогом спасения изаступником , как спасенный Его промышлением. Употребил же выражениерог спасения в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей» .

СЛОВО «РОГ» В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Евангелист Лука, передавая речь праведного Захарии, посвященную рождению Господа Иисуса Христа, говорит:

Благословен Господь Бог Израилев,
что посетил народ Свой
и сотворил избавление ему,
И воздвиг рог спасения (keras soterias)
нам в дому Давида,
отрока Своего
().

Очевидно, что в данном контексте выражение «рог спасения» имеет мессианский характер и является аллюзией одновременно на два ветхозаветных стиха: и . Такой богословский синтез ветхозаветных мессианских пророчеств – характерная черта новозаветных писаний (см.: ).

СЛОВО «РОГ» В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ

В раввинистическую эпоху образ рога, символизирующего победу, часто встречается в молитвах об освобождении Израиля от подчинения язычникам. Так, в пятнадцатом прошении вавилонской формы молитвы Восемнадцати благословений сказано:

Вознесется рог Его во спасение Твое,
благословен Ты, Господи,
произрастивший рог спасения

СЛОВО «РОГ» В ХРИСТИАНСКИХ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТАХ

Рог животного, имеющий в библейских метафорах значение силы, мощи, славы, величия, победы над врагами, в христианской гимнографии становится эквивалентом (синонимом) Креста Господня. В праздник Воздвижения Церковь, прославляя Крест Господень, восклицает: Священный воста рог, и глава всем богомудрым крест, имже грешных стираются роги. Тем ныне возносиму, поклоняющеся ему, тя величаем

И еще: Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш, и рог верных христиан совозносится, тем врагов сокрушаем роги: велий еси Господи, и дивен в делех Твоих, слава Тебе

Очевидна сакрализация значения слова «рог» в библейской и церковной традициях.

Вдумываясь в значение слова «рог» в стихирах на праздник Воздвижения Креста Господня, мы можем говорить о творческой рефлексии христианской Церкви на этот библейский образ, который в церковном сознании получил новое осмысление и очень точно в своем духовном значении отождествлен с новой реальностью – Крестом Господним.

Б. В. Томашевский, размышляя над природой метафоры, отмечал, что реализация метафоры обычно приводит к осознанию абсурдной противоречивости слова и производит комический эффект. Действительно, если мы изобразим человека с рогом, то, по всей видимости, это вызовет у зрителя улыбку. Таким образом, комизм метафорического выражения для человека, не посвященного в правила данной литературы, очевиден.

И еще немаловажное наблюдение: метафора «рог вознесся» встречается не только в Священном Писании, но и в поэтических текстах Древнего Востока, так, например, в шумерском гимне «Энлиль повсюду», посвященном богу – покровителю Ниппура Энлилю («Владыке ветру»), II тыс. до Р. Х.:

Как бык, вознес он в Шумере
рога сиянья!
Чужеземные страны перед ним
склонились!
В великих праздниках, в изобилье
дни свои там проводят люди!

Уникальность метафоры «рог спасения» в том, что она имеет применение исключительно в библейском контексте и не встречается в других литературах Древнего Востока. «Метафоричность слов, – отмечает современный исследователь, – уникальна в каждом языке, она создает неповторимую национальную особенность языков, которая в значительной мере влияет на восприятие и понимание человеком мира» .

В таком случае становится понятным один из аспектов, который выполняет перевод художественного текста на другой язык: он обогащает носителей языка, на который сделан перевод, новыми переносными значениями привычных слов.

Поэтому с появлением Септуагинты перечисленные библейские метафоры «рог вознесся», «сломить рог», а также «рог спасения» были введены в греческую литературу и в церковную письменность. В этом обнаруживается одно из многочисленных проявлений культурного влияния Септуагинты.

О влиянии библейских образов и тропов на европейскую литературу хорошо известно. Метафорическое значение слова «рог» – сила, могущество было использовано английским религиозным поэтом XVIII века Кристофером Смартом, который написал весьма оригинальное ликование, прославляющее Творца в Его творениях, с перечислением различных видов растений и пророчеством о рогах. В своем произведении К. Смарт с удивительной свободой, свойственной лишь истинно верующим людям, применил слово «рог» в его переносном значении, чтобы раскрыть домостроительство нашего спасения во Христе Иисусе.

Рога Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства. Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости. Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми - означают женственность и восприимчивость. Сила рогов может быть благодетельной или вредоносной, смотря по обстоятельствам. В более поздние времена в средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа. Это связано с тем, что христианство ассоциировало Рогатого Бога с дьяволом и силой зла. У американских индейцев голова вооружена рогами с тем, чтобы казаться ужасней. У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог - это Владыка животных. Цернунн - Рогач, бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя. У христиан два рога - это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса - это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было принято, что рога - символ дьявола. У египтян коровьи рога - символ богини Хат-хор как Великой Матери; их также изображают в виде месяца с Изидой и Нут, владычицей небес. Рога быка солярны, тогда как в изображении коровьих рогов, поддерживающих солнечный диск, имеется как солярная, так и лунная символика. Рога Аммона завиваются как бараньи. У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, - знак бога бури. В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, Рог Амальтеи - податель богатства и изобилия. У евреев рога символизируют силу; поднятие рогов знаменует победу; обломать рога - означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть. В индуизме четыре рога Ригведы - это четыре основных точки. В исламе рога - сила, возносить рог - это победа , успех. В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества. В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина. В шумеро-семитской - божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.

Словарь символов . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рога" в других словарях:

    Рогаль, я … Русское словесное ударение

    Рогач, а, ом … Русское словесное ударение

    - (соrnuа), твёрдые выросты на голове мн. совр. копытных, служащие преим. органами защиты, а у самцов мн. видов «турнирным» оружием в борьбе за самку. Имелись также у нек рых ископаемых пресмыкающихся (напр., у рогатых динозавров) и млекопитающих… … Биологический энциклопедический словарь

    Рога, рогов, рогам, рога, рогами, рогах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Рога). Роговое вещество (вещество, из к рого состоят рога, волосы, когти). 2. Сделанный или состоящий из рога. Роговой гребень. Роговая пуговица. Роговые изделия. Роговые очки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Твёрдые выросты на голове у многих современных копытных и у некоторых ископаемых пресмыкающихся и млекопитающих. Парные у жирафов, оленей и др., непарные у носорогов. Органы защиты, у самцов многих видов «турнирное оружие» в борьбе за самку.… … Энциклопедический словарь

    РОГА, твердые образования на голове некоторых млекопитающих, применяемые для защиты или нападения. Типичный рог состоит из костяной сердцевины, покрытой кожным белком КЕРАТИНОМ; у носорога рог целиком состоит из кератина. Рога обычно сохраняются… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Многие кельтские божества, по большей части выступавшие в человеческом облике, иногда изображались с рогами или рожками быков, козлов, баранов или оленей. Археологами найдены древние статуэтки рогатых божеств; на монетах Железного века… … Энциклопедия мифологии

Почему мужчину, которому изменила жена, называют рогоносцем?

Почему древние воины к боевым шлемам приделывали рога?

Почему дьявол изображается с рогами, в то время как в Библии нет ни единого упоминания о том, что они у него есть?

Попробуем разобраться.

Рога — символ мужского начала

Рога – один из самых древних и архаичных символов . Он использовался на протяжении всей ранней истории человечества для подчеркивания мужского начала, способного к изменению мира. Рога – символ мощи и энергии, символ – неукротимой, непоколебимой силы.

Рога — символ сексуальной силы.

В то же время это и символ плодовитости, способности к великому оплодотворению. С рогами изображаются кельтские боги, отвечавшие за урожай, например бог Цернунн. С рогами изображается и дьявол , обладающий, согласно христианским представлениям о мире, гипертрофированной сексуальностью.

В нашем бессознательном ассоциации между рогами и сексуальностью настолько сильны, что даже в двадцать первом веке браконьеры убивают тысячи носорогов только потому, что люди верят в чудодейственную силу порошка из рога этого животного, тогда как давным-давно уже доказано, что это заблуждение и на потенцию это средство не влияет никак .

В подсознании каждого человека, даже если он это и не осознает, рога – символизируют мужское начало . Именно поэтому, для демонстрации своей силы рога к боевым шлемам прикрепляли древние воины. Именно поэтому рога к своим головным уборам приделывали вожди, шаманы и жрецы.

Александр Македонский.

Известно, что рога как символ имперской власти использовал и Александром Македонским. На греческих монетах того времени профиль великого завоевателя изображался с бараньими рогами, означавшими в данном случае то, что Александр является сыном египетского бога Амона. В Египте его называли «Двурогий повелитель», а в Средней Азии — «Искандер Зулькарнайн», т.е. «Двурогий». Интересно, что это прозвище впоследствии у Александра перехватил один из его полководцев Селевкос, ставший царем Македонии под именем Деметриоса Полиокретеса.

Интересно и то, что с рогами на лбу изображен и Моисей на знаменитой скульптуре работы Микеланджело справа от входа в собор святого Петра в Риме, а также на ряде других изображений. Как то это совсем не вяжется с бытующей ныне в народе уверенностью, что рога являются признаком темных сил.

Моисей. Микеланджело Буанаротти.

Кто такие рогоносцы?

Но почему же мужчин, у которых неверные жены, называют рогоносцами? У ученых-языковедов есть своя версия. Якобы жены древних германцев провожая мужей на войну надевали им на голову шлем с рогами. Отсюда и выражение «наставить рога» – то есть снарядить мужа в поход, а самой остаться свободной. Некоторая логика в этом проглядывает, но вот незадача германцы, также как и викинги и норманны, в реальности никогда не украшали свои шлемы рогами. Это всеобщее заблуждение , о котором как-нибудь в другой раз.

Скорее всего, дело в другом. Ранее рогоносцами называли и женщин. И изначально этот термин свидетельствовал о том, что тот или иной человек проявляет повышенную сексуальную активность. Но со временем это слово поменяло свое значение и в наше время рогоносцами называют мужчин.

Подведем итог вышесказанного. Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть – все это символизируют рога. Это глубинный и мощнейший символ мужского начала, начала, которому предназначено изменить мир.

Во многих фильмах, женских журналах и форумах можно услышать фразу «наставлять рога». После ее прочтения сразу возникает ассоциация с изменой одного супруга другому. При этом чаще всего речь о рогах связана именно с мужским полом. Примечательно, что такие мужья называются «рогоносцами», а сами рога приобрели не только словесную, но и вполне реальную форму. Например, мужчинам, ставшим жертвой измены своей супруги, часто могут намекнуть на данное событие, вручив ему в подарок оленьи рога. Но так ли банально данное выражение? Откуда оно появилось? И имеет ли другие интерпретации?

Как появилось выражение: небольшой экскурс в историю

Несмотря на свою большую популярность, особенно у представительниц прекрасного пола, фраза «наставлять рога» имеет довольно старое происхождение. При этом его знают практически во всем мире. Споры о достоверной дате его возникновения ведутся и в наше время. Например, одни участники столь жаркой дискуссии доказывают, что данное выражение появилось во времена викингов.

Считается, что при отправлении своих супругов на войну или в жены совершали особый ритуал, надевая на их головы шлем, оснащенный с двух сторон рогами животных.

Запрет на сопровождение жены

Другие из спорящих отвечают на вопрос: «Откуда выражение «наставить рога» появилось?» - несколько иной версией. По их мнению, данное понятие пришло к нам из далекого 1472 года. Именно тогда был издан указ, запрещающий мужчинам находиться в армии или во время сражения вместе со своими женами. Согласно этому же указу, нарушившие данное требование мужчины в наказание должны были до конца своих дней носить особый головной убор с рогами. Таким образом, все окружающие могли узнать о людях, нарушивших закон.

Своеобразное проявление благосклонности правителя

Выражение же «наставила мужу рога», по мнению третьих, появилось во времена правления известного в Византии императора Комнина Андроника. По их словам, этот правитель любил находить утешение в компании чужих жен. Он был весьма любвеобильным и вел распутный образ жизни. При этом мужьям, которым изменили их жены, он разрешал свободно охотиться в его владениях и наделял особыми полномочиями.

В свою очередь, обманутые мужчины, чьи супруги приглянулись правителю, получали в подарок оленьи рога. Их-то они и прикрепляли к воротам своего дома, дабы подтвердить расположение императора к своей персоне. Кстати, такие мужья в шутку назывались «рогоносцами». Вот почему «наставить рога» напрямую взаимосвязано с изменой и фактическим обманом мужа.

Сравнение обманутого супруга с животным

Немного позднее данное выражение приобрело новое значение. В данном случае обманутый муж сравнивался с глупым рогатым скотом или животным с рогами, потому как чаще всего он самым последним узнавал об измене своей супруги. Также о таких людях принято было говорить, что они скорее заметят, как у них на лбу вырастут рога, нежели обратят внимание на свою неверную жену. По этой же причине фразеологизм «наставлять рога» обозначает женскую или мужскую измену.

Выражение имеет античные корни

Некоторые считают, что данное выражение пришло к нам из далекой античной эпохи. Например, именно такое предположение высказал в своем произведении «На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе» Онианс Р. Версия исследователя связана с той мистической силой, которую некогда приписывали рогам греки. К примеру, именно эти предметы использовали в качестве своеобразного атрибута во время жертвоприношения животных на алтаре.

Позднее рога стали изображать над алтарями и священными местами. Они назывались «рогами для посвящения» и отображали божественную связь между принесенным в жертву животным, самим подносителем и создателем всех земных существ. Еще позже рог стал ассоциироваться с мужским достоинством. А выражение «быть рогатым» обозначало мужскую похоть и любвеобильность, желание находить сексуальные утехи с большим количеством женщин. Еще позже появилось наше пресловутое «наставить рога». Откуда пошло оно, сказать трудно. Но версий, как мы и говорили, предостаточно. Так что можно сделать определенные выводы.

Средневековая поэзия и «рогатые мужчины»

Напомним, что рог часто имел эротический или сексуальный подтекст. Это же подтверждение можно найти в средневековой поэзии. По словам экспертов, особенно подобными сравнениями славится поэзия XIII века. Чаще всего она повествует о том, что у обманутого мужчины на лбу вырастает настоящий рог.

На основании данных поверий в Европе и пошла мода украшать голову обманутого мужчины большими и ветвистыми рогами. Так и появилась коронная словоформа « Таким образом, все окружающие могли понять, как именно наградила такого «рогоносца» его супруга.

Рога в природе и их значение

Интересно, что сами рога в природе также имеют некий сексуальный подтекст. А все дело в том, что именно их животные часто используют при борьбе за самку. Они же служат показателем ранга, который занимает самец в стае. Например, чем больше у него рога, тем солиднее и важнее его должность. Рога также часто используются самцами при спаривании и в предварительных игрищах. Так, самцы их кончиками аккуратно потирают бока своих партнерш.

Почему именно оленьи рога?

Чаще всего при слове «рогоносец» возникает ассоциация именно с Считается, что каждый год данное животное сбрасывает свои рога. При этом, пока не отрастут новые, он теряет всяческий интерес к противоположному полу и не желает спариваться.

Даря обманутому мужу рога, соседи и друзья не только хотели сообщить ему о неверности его жены. Этим жестом они пытались подбодрить мужа, внушив ему мысль о его нерастраченной сексуальной мощи и привлекательности.

Более того, оленьи рога являются его гордостью и достоинством. Поэтому, изменяя своему мужу, жена унижает его достоинство и даже оскорбляет его честь. Следовательно, когда те или иные правители и влиятельные личности хотели унизить недостойного по их мнению мужчину, в качестве насмешки дарили ему оленьи рога.

Откуда пошло выражение «наставить рога»?

В некоторых культурах рога ассоциировались с грехами. По этой же причине многие люди утверждали, что за такие-то грехи на голове нехороших людей вырастали рога. Иногда под грехами подразумевали измену супругу, носящую сексуальный характер.

У многих народов рог ассоциировался с плодородием. Поэтому ношение рогов свидетельствовало о плодовитости мужчины. Это был завидный муж и отец. В браке с ним можно было иметь кучу детей.

Одним словом, выражение пришло к нам из далекого прошлого. Оно предполагает сексуальный намек на измену мужу. При этом, несмотря на различия в интерпритациях некоторых народов, наличие рогов у мужчины говорило о его невнимательности к своей женщине.

«Наставить рога» значит – изменить мужу (жене), нарушить супружескую верность. Рогоносец – муж, которому изменила жена, или делает это систематически. В Толковом словаре Д. Н. Ушакова одним из значений слова «рог» является «символическое обозначение измены мужу».

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля в пояснении к слову «рог» указывается, что рога, в значении неверности, измены жены, «взяты с запада, а у нас рога всегда означали (как и в церк. языке) моготу или гордыню, киченье, упорство».

Достоверно происхождение выражения и слова не известно. Существует несколько версий происхождения данного фразеологизма. При этом в источниках указываются одни и те же версии происхождения фразы «наставить рога» и слова «рогоносец». Это означает, что значение фразы «наставить рога» и слова «рогоносец» совпадают и имеют один источник происхождения.

Исходным считается выражение «наставить рога», а слово «рогоносец» – вторично. При этом всегда подразумеваются именно оленьи рога.

По одной из версий, приведённой в книге «Фразеологизмы в русской речи» (Мелерович А. М., Мокиенко В. М.), фраза заимствована из немецкого языка и связана с военным снаряжением древних германцев. Обязательным атрибутом снаряжения воинов древней Германии был шлем с характерными рогами.

Согласно обычаю, жена, провожая мужа на войну, надевала на его голову шлем. В данном случае на языке женщин это означало «снарядить мужа в поход и остаться свободной».
Зачастую, вернувшись из похода, мужья получали прибавление в семействе – детей, прижитых женой от других мужчин.

По другой версии выражение стало известным из мифа об Актеоне – персонаже древнегреческой мифологии.

Согласно мифу, охотник Актеон, приблизившись к месту, где привык отдыхать, услышал задорный женский смех. Подкравшись к озеру и выглянув из-за густых ветвей кустов, увидел купающуюся богиню Диану в сопровождении нимф.
Прекрасная сестра бога Аполлона, дочь громовержца Зевса – Артемида по-древнегречески или Диана по-латыни – богиня охоты. Отличительные признаки богини охоты – колчан, золотой лук и факел.

Рассерчав, что простой смертный посмел бросить взор на её обнажённое тело, Диана плеснула ему в лицо водой. Юноша превратился в оленя с огромными разветвляющимися рогами. Стремительно бросился в лес, спасаясь от собственных гончих. Но было поздно: свора собак не признала хозяина в олене со стройными ногами и разорвала Актеона на куски.

Актеон употребляется в значении «рогоносец, обманутый муж». В то же время, исходя из сюжета мифа, Актеон не был мужем, и тем более, обманутым.

По третьей версии выражение происходит из немецкого императорского указа, изданного в 1427 году. Указом запрещалось пребывание в армии с женой. Как аргумент приводился тот факт, что воинский дух слабеет после ночи, проведённой в постели с женой. Воин, нарушивший запрет, обязан был носить рога.

По четвёртой версии выражение «наставить рога» произошло благодаря византийскому императору Андронику Комнину (1183-1185).
Андроник был образован, обладал силой, храбростью, ловкостью, красотой и умом. Любовные похождения императора, который порой поддерживал связь с несколькими женщинами одновременно, были источником сплетен жителей столицы.

Амурные забавы Андроника вызывали ненависть добропорядочных граждан. Император выбирал возлюбленных из числа жён своих вельмож.Высокопоставленные мужья не смели возражать.

В знак высочайшей милости любвеобильный император разрешал мужьям тех женщин, с которыми имел любовную связь, охотиться на зверей в собственных владениях. Над воротами их жилищ подвешивали оленьи рога, что указывало на распутство жён. В шутку о таком муже говорили, что у него на лбу рога.

Источники, описывающие личную жизнь императора, свидетельствуют также о факте дарения земли обманутым мужьям.
В качестве компенсации мужья любовниц императора получали огромные охотничьи угодья, где паслись огромные стада оленей.
Знаком права на имение служили оленьи рога, которые торжественно прибивали к воротам усадьбы.

Предположительно выражение «наставить рога» попало в русский язык из греческого или французского языка. Французские монархи переняли опыт византийского императора. Мужьям красавиц предоставлялось право охоты в заповедных лесах и угодьях Франции.
В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога.

Во Франции слово «рогоносец» означало «муж постоянной или временной любовницы короля». Впоследствии рогоносцами стали называть всех супругов, жёны которых грешили с другими мужчинами. Именно эта версия закрепилась в русском языке.

Постыдное положение французского рогоносца усугублялось существовавшим почти до восемнадцатого века правом первой ночи. Сеньор мог осчастливить невесту любого своего подданного тем, что проведёт с ней первую брачную ночь. Этот древний феодальный обычай отражён в пьесе французского писателя П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1779 год).

Рецензии

Я и не задумывалась, сколько же версий происхождения этой идиомы! Но, конечно, последняя, скорее всего, верная:"В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога". Милость монарха...- нда-а-а. С улыбкой,

Спасибо, Элла Евгеньевна!
В прежние времена измена мужу была обыденным явлением. Мужья-рогоносцы были в почете – их щедро одаривали подарками! Не было понятия: «но я другому отдана, и буду век ему верна» (с).
Всего Вам самого доброго!
С уважением