Разное

Что обозначал дуб в старые времена. Дубовый венок- символ мужества Дуб значение символа

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции - Зевсу, в Древнем Риме - Юпитеру, в Германии - Донару, у литовцев - Перкунасу, у славян - Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов. В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела - женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, - на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб - символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб - эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.

Самыми почитаемыми человеческими качествами являются: мужество, сила, смекалка, умение постоять за себя и других, отвага. Не многие знают, что каждое из этих качеств полностью совпадает с символикой таких растений, как дуб и лавр.

Символы и обозначения

Еще и славяне верили в великую силу дубового дерева. По языческим верованиям считалось, что в дубовой кроне обитают души умерших предков, которые созерцают, что делают их потомки.

Древние же греки, а позже и римляне отождествляли дуб с богами плодородия, грома и молнии. Это было связано с тем, что само дерево могло легко перенести удар молнии, выстоять и не сгореть во время грозы.

Во время Олимпийских игр венки из и лавра вручали победителям. Дубовый венок становился наградой мужественным и сильным атлетам, а лавровый предназначался для поэтов и драматургов.

Такое деление было связано с тем, что лавр - это символ вечного, незабвенного. олицетворял мир и победу. Лавровые рощи произрастали в больших количествах у храмов Диониса и Аполлона.

Римские военачальники и полководцы любили украшать свои головы венками из листьев этих растений, возвращаясь с победой из походов. Позже живые ветви заменили отлитыми из недорогого метала или золота венками, которые в дальнейшем стали прототипом и главного атрибута любого монарха).

Сила и мужество

Дубовый венок и древесина этого дерева очень ценились в древние времена. Исследователи считают, что посох Геракла был вырезан из ветки дуба. Кроме того, символика дубового дерева фигурирует во многих легендах, мифах различных стран.

В греческих мифах то и дело мелькает дубовое дерево. Ясон снимал золотое руно с древнего дуба, а мачту корабля также сделали из его древесины. Дубина Геракла стала прототипом посоха королей, а также власти, доблести и чести.

Дубовое дерево отображает мужское начало, а его плоды (желуди) - плодородие и богатство. Венок из дубовых листьев в старину использовали как оберег от злых духов, для укрепления организма и силы духа воина.

Геральдика

Символика дуба позволила в течение многих лет использовать дубовый венок как отличительный знак военнослужащих различных стран. Его можно видеть на мундирах военных США, Германии, России.

В Америке существует специальная награда в форме дубового листа нескольких степеней. Её вручают особо отличившимся солдатам за спасение гражданских лиц. В зависимости от количества полученных наград, разнятся и степени, а также металл, из которого выплавлена нашивка. Самое большое количество полученных дополнительных знаков - одиннадцать.

Во время Второй мировой войны солдаты Вермахта из особых подразделений носили знак отличия - дубовый венок. Он шел как дополнение к награде с дубовыми листьями.

Самым оригинальным знаком отличия по праву можно считать особые нашивки солдат Люфтваффе. На их эмблеме были изображены лавровый, дубовый венок с орлом посередине, где означали доблесть, а лавровые - славу.

Верования и магические ритуалы

На территории Великобритании в былые времена существовало поверье, что головные боли можно убрать с помощью гвоздя и молотка. С этими вещами необходимо было прийти к дубу и забить в его ствол гвоздь.

В связанные с солнцестоянием, проводили гадание. Для этого брали жёлуди и раскалывали, чтобы увидеть их середину. Если она была испорчена, это сулило финансовые потери.

Венок из дубовых листьев своими руками делали как оберег для дома. С его помощью пытались защитить и очистить жилище. В главные церковные и народные празднества в средние века гирляндами и венками из дуба, ели, остролиста украшали дома, улицы, чтобы богатство, стабильность и здоровье посетило их.

В христианстве дубовый венок, а также ветвь лавра символизируют вечную жизнь, воскрешение и радость. А сама форма венка (замкнутый круг) означает вечный процесс перерождения и круговорота в природе, путь от рождения к смерти.

В странах бывшего СНГ, а также Азии древесину, листья, да и само дерево считали панацеей от множества болезней. Отваром из дубовой коры лечили зубную, головную боль, мышечную слабость, детские хвори. Кроме того, части дерева использовали в хозяйстве для отпугивания змей.

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции — Зевсу, в Древнем Риме — Юпитеру, в Германии — Донару, у литовцев — Перкунасу, у славян — Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов . В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела — женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, — на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.

Пройти мимо самого древнего в мире антидепрессанта?!
- Нет, конечно, и действительно на многих средневековых щитах мы можем любоваться реалистично изображенными побегами виноградной лозы, виноградными листьями и виноградными кистями. Все они имеют символическое значение радости и возрождения, живости, общественного объединения и полезной дружбы». Не забыты в изображениях и бочки с вином, и даже затычки к этим бочкам.

Родовой герб семьи Русполи, ныне Марескотти (происх. из Кампи) «В синем поле золотая итальянская гора о шести вершинах с двумя дважды накосо переплетенными виноградными лозами, каждая с белой и красной гроздьями и листьями естественного цвета, укорененными в нижние боковые вершины»

Если бы кому-нибудь пришла в голову мысль объединить все щиты, на которых имеются , то получился бы лес не менее густой, чем знаменитый Тевтобургский, в котором Вар потерял жизнь и легионы.

Можно перечислить по крайней мере три причины такой избыточности:

  • Во-первых, наличие огромного количества мест и городков, которые носили название какого-либо дерева или плодов этого дерева, что приводило к возникновению соответствующих «говорящих» гербов.
  • Во-вторых, характерное для того времени стремление придавать символический смысл каждой вещи.
  • В-третьих, особое значение, которое придавалось лесным угодьям в экономике и общественном праве Средневековья, отголоски чего дожили и до наших дней (в связи с этим достаточно вспомнить, что французское законодательство начиная с XVII века и позже оставляло за военно-морскими силами право на выбор древесины на строительство кораблей также и в частных лесных владениях).

Общее значение дерева как символа - согласие и мир на родине или в кругу семьи (а также жизнеспособность). «Наиболее массивные деревья означают древние фамилии, особенно те, что выдаются над всеми, а самые древние те, что изображены с корнями» (как утверждает Джинанни).

Растительный мир, однако, представлен не только деревьями. Множество щитов украшено травянистыми растениями - как такими, что употребляют в пищу (злаками), так и чисто декоративными (роза или лилии). Эти два цветка могут быть изображены реалистично, но особое значение приобретают, будучи представленными в геральдическом виде. Эти «символические геральдические фигуры» играют важную роль в блазонировании (и даже в истории нации).

Прежде чем изучать отдельные виды растений, надо отметить, что при общем блазонировании «дерево... цвета» совсем не обязательно будет указано «зеленого» или «естественного», поскольку встречаются и золотой, и красный, и многие другие цвета. Обычное расположение «столбом» также может быть заменено любым другим («поясом», «перевязью справа», «перевязью слева»).

Кроме того, при блазонировании деревьев следует учитывать еще ряд характеристик («укорененные», «с почвой», «выкорчеванные»), указывать, как изображены ветви («естественно» или «накосо перекрещенные»), имеются ли плоды (цвет плодов, если он отличается от основного, должен быть блазонирован как «с плодами... цвета»), как выглядит ствол («сухой», «сучковатый», «густолиственный»).
Если в гербе представлены только ветки, или только листья, или только плоды, это заслуживает отдельного упоминания.

Части дерева, выделяемые цветом в геральдике в отличие от "естественного цвета"

Разновидности дуба в геральдике

Среди геральдических изображений дуб в геральдике встречается ненамного реже, чем сосна. По своим достоинствам это дерево считается самым благородным (в качестве строительного материала для кораблей самой драгоценной древесиной также считается дуб).
Из многочисленного рода дубов (Quercus) в геральдике используются лишь три разновидности: дуб черешчатый (Quercus robur) , дуб каменный (Q. ilex) и дуб австрийский (Q. cerris) . В «говорящем» гербе пизанской коммуны Суверето изображен пробковый дуб (Q. suber).

Обычно как герольды, так и геральдисты словом «дуб» обозначают все три разновидности, без уточнения деталей. По изображению тоже трудно что-либо определить, разве что простой дуб часто представлен в виде двух накосо перекрещивающихся ветвей, как это можно видеть на примере герба Делла Ровере (папа Римский Юлий II) и Киджи (папа Римский Александр VII).

Часто дуб в геральдике изображается в укороченном виде с крупными листьями, которые в таком случае очень легко узнаваемы. «Это дерево, - пишет Джинанни, - обозначает выдающийся благородный род, признание заслуг, военную крепость и идущую из древности власть». То же значение могут иметь и отдельно изображенные желуди. Однако, по мнению другого геральдиста (Капаччо), дуб символизирует достижение добродетели, благие деяния, невинность и скромность, а если стоит на земле, то поверженную мощь.

Отдельные листья дуба встречаются довольно редко, зато часты изображения листьев, сплетенных в короны, венки и гирлянды, всегда занимающие почетное место в изображении. Желуди также редко встречаются отдельно; когда же они изображены на дереве, то блазонируются как «с желудями такого-то цвета». Еще более редко встречаются изображения дуба, охваченного пламенем, который блазонируется как «воспламененный» (как правило, «красного цвета»).

Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Это дерево было посвящено верховным богам-громовержцам: в Греции — Зевсу, в Древнем Риме — Юпитеру, в Германии — Донару, у литовцев — Перкунасу, у славян — Перуну.

Дуб символически связывают с огнем и молнией. По мнению Дж. Фрезера, древние считали, что «великий бог неба, объект их культа, чей ужасный голос доносился до них в раскатах грома, возлюбил-де дуб превыше остальных лесных деревьев и часто нисходил на него с грозового облака в виде молнии, оставляя в память о своем визите расщепленный, обугленный ствол и сожженную листву. Такие деревья были окружены ореолом славы, так как в их разрушении видели руку великого Громовержца». Место, куда ударяла молния, становилось священным.

Дубовые рощи были местом совершения обрядов, важнейших ритуалов (жертвоприношения, суда, клятвы), в них устраивались праздники. Дубовая палица в качестве орудия громовержца или солнечного бога символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев выражал идею силы, мощи, достоинства.

В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. По шелесту листьев этого дуба давали предсказания жрецы оракула при храме. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд. В дуб и липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида, здесь дуб выступает как символ супружеского счастья. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. В Афинах мальчик, произносивший во время элевсинских мистерий брачную формулу, увенчивался дубовыми листьями и терниями. По легенде, у Геракла была дубовая палица. По некоторым версиям из дуба была сделана мачта корабля аргонавтов.

В Риме дуб символизирует силу и долголетие. Каждый год в дубовой роще праздновалась свадьба Юпитера и Юноны, на участниках обряда были венки из дубовых листьев. Дубовые ветви носили в брачных процессиях как символ плодородия. Священным считалось и дубовое полено, с его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты.

Дубу отводилась значительная роль в сакральных представлениях кельтов . В частности, под дубом творит свои чары Мерлин. Кельтские жрецы, друиды, превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. По представлениям кельтов все, что растет на этом священном дереве, является даром небес. Особую роль играет образ дуба, увитого «золотой ветвью» омелы, причем дуб символизирует мужской принцип, а омела — женский. В эпоху христианизации кельтов многие церкви и монастыри в Ирландии часто возводились неподалеку от дубрав или отдельных дубов.

В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, — на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.

В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели. По некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба.