Овощи

Чему покровительствовала деметра и ее символы. Деметра, дочь кроноса, богиня плодородия и земледелия

Боги и богини древнегреческого пантеона прекрасны и понятны людям, так как обладают многими человеческими качествами, они так же любят и ненавидят, сострадают или мстят. Деметра – одна из самых почитаемых греческим народом богинь, уважение и признание к которой живет и поныне.

Кто такая Деметра?

Деметра - это Мать-Земля. В разных культах можно встретить другое имя Деметры – Великая Мать. Образ богини охватывает все живое. Ее тело – это дом человека, ни больше, ни меньше она сама планета Земля. Богиня-мать была рождена могучими титанами и Реей. Ее брат - громовержец Зевс, возжелавший и соблазнивший ее в обличье быка. Любимое дитя – дочь Персефона, из-за которой пролито немало слез скорбящей богини.

Деметра известна и под другими именами, дополняющими ее прекрасный образ:

  • Хтония – подземная;
  • Церера (латинское имя);
  • Дева (в виде созвездия);
  • Ахея – скорбящая;
  • Сито – хлебодарная;
  • Фурия;
  • Фесмофора – законодательница и покровительница законных браков;
  • Эриния – мстительная.

Культ Деметры был распространен среди земледельцев. Она научила людей пахотному и посевному труду. В произведении древнегреческого поэта Гесиода «Работы земледельца», есть стихотворение-наставление, о том, как важно почитать богиню. Поэт повествует, что прежде чем кинуть зерна в землю надо помолиться пречистой Деметре и весь круг работ земледельных: начиная от прикосновения к ручке плуга и запрягания волов до сбора пышных, налитых зрелостью колосьев чтить Великую Мать во всем ее великолепии.

Символ Деметры

Древнегреческая богиня Деметра изображалась прекрасной женщиной с мягкими чертами лица, с волосами цвета пшеницы и в свободно спадающей тунике. Голова богини окружена сияющим нимбом. Известен и другой облик Деметры скорбящей: зрелая изнеможденная женщина в черном одеянии с накинутым на голову капюшоном. Атрибуты и символы Матери-Земли:

  • корзина со спелыми колосьями, венок из них на голове – символ плодородия;
  • горящий факел, зажженный от вулкана Этна – символ поиска дочери;
  • свинья – животное, благодаря своей плодовитости посвященное богине;
  • мак - цветок Деметры, с помощью которого она вылечила сына Келея от затяжной бессонницы.

Богиня Деметра в греческой мифологии

Взаимоотношения богини с другими не менее важными обитателями Олимпа строятся в основном вокруг центрального мифа, где богиня плодородия Деметра не смиряется с потерей дочери и бросает вызов всем богам. Она – та, которая может превратить цветущую и прекрасную землю в безжизненную пустыню. И боги, видя ее жесткую позицию, идут на компромисс, ведь она никто иная, как Великая Мать.


Миф о Деметре и Персефоне

Деметра и Персефона (Кора) - любящие и очень привязанные друг к другу мать и дочь проводят много времени вместе, они родственные души. Случилось так, что Аид (Гадес) увидел повзрослевшую Персефону и влюбился. Отправившись к Зевсу Аид стал просить руки его дочери, на что дипломатичный Зевс не ответил ни «да» ни «нет». Коварный бог подземного царства воспринял это как сигнал к действию и решил похитить Кору.

Кора вместе с Артемидой и Афиной резвилась на лугу и склонялась над каждым благоухающим цветком изучая их аромат, почувствовав нежный запах незнакомого растения Персефона отдалилась от других богинь, чтобы сорвать чудо-цветок нарцисс, который был выращен Геей (богиней земли), специально для цели похищения Персефоны Аидом. Земля разверзлась и из нее ужасный Гадес на черной колеснице похитил кричащую о помощи богиню. Никто не видел похищения, кроме бога солнца Гелиоса. Мать поспешившая на крики дочери не нашла ее.

Девять дней обезумевшая от горя Деметра искала свою дочь. Вся природа поникла, виноградники и все всходы засохли. Гелиос сжалился над скорбящей матерью и рассказал о договоре Аида и Зевса. Деметра в ярости отправилась к брату и потребовала вернуть дочь или больше не будет земля цветущей, а люди умрут с голода. Боги посовещались и заключили новый договор, зиму Кора проводит с Аидом, а все оставшееся время с матерью. Так произошло счастливое воссоединение. Но наступает зима, и Деметра снова скорбит в разлуке с дочерью до самой весны.

Деметра и Гера

Греческая богиня Деметра является сестрой Геры, супруги Зевса и Гестии – богини-девственницы. Про взаимоотношения сестер не осталось каких-либо сведений и источников, но зная жгучую ревность Геры, можно предположить, что отношения не были простыми. Сестер объединяет то, что на долю каждой из них выпало немало испытаний и потерь. Деметра разлучилась с дочерью, Гера несчастлива в браке. Во всех их перипетиях судьбы виноват Зевс – муж, брат, отец детей в одном лице.

Деметра и Дионис

Дионис, бог виноградарства, виноделия и плодородия (более древняя его форма Дионис-Загрей), в эллинистический период стал отождествляться с Иакхом или Вакхом, сыном Деметры (в некоторых источниках ее супругом). Богиня плодородия Деметра на радостях, что ее дочь вернулась из подземного царства, научила жителей города Элевсин, где она предавалась скорби земледелию. Так, в честь богини возникли Элевсинские мистерии, к которым затем присоединился и культ . Изображение божественного ребенка Диониса, как посредника между богиней и людьми несли во главе процессии.

Деметра и Аид

Аид – бог страны мертвых приходится братом Деметре. Печальная участь постигает не только земных женщин, но и богинь. Оба брата Деметры – Аид и Зевс оказались жестокосердны и несправедливы к сестре. И в отместку за это Эриния – «мстящая» Деметра превращает наземный мир в подобие подземного царства. Земля становится такой же серой и засохшей, как обитель Аида. Про Деметру в горе никто не подумал и плачевный результат не заставил себя ждать. Брат и уже по совместительству зять богини вынужден был отпустить Персефону к матери до снежного покрова. Баланс в природе был восстановлен.

ДЕМЕТРА

(???????, Ceres). Богиня земледелия, главным образом покровительница хлебных плодов. Она была дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Аида. От Зевса она имела дочь Персефону, которую Аид увез в свое подземное царство. Узнав о похищении своей дочери, Деметра, удрученная горем и гневом, запретила земле производить плоды, так что Зевс вынужден был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее к матери, но заставил ее сначала проглотить косточку граната; этим он обязывал ее проводить с ним третью часть года, а на остальные две трети года отпускал ее к матери. Тогда земля стала снова производить плоды. Это сказание, очевидно, имеет в виду периодическое появление растительности на земле и ее временное исчезновение. Деметра считалась милостивой, благодатной богиней, кормилицей людей. Отчасти через посредство Триптолема, отчасти сама она научила людей земледелию. В честь ее были установлены так называемые элевзинские мистерии. Ей приносились в жертву коровы, свиньи, плоды, пчелиные соты. Римляне отождествляли Деметру со своей богиней Церерой. См. Церера.

Краткий словарь мифологии и древностей. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДЕМЕТРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЕМЕТРА в Словаре Мир богов и духов:
    в греческой мифологии дочь Крона и Реи, богиня плодородия земли, и охоты и урожая, защитница общественного …
  • ДЕМЕТРА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    Эллинское название латинской Цереры, богини зерна и земледелия. Астрономический знак, Дева. В честь ее праздновались Элевзинские …
  • ДЕМЕТРА
    - богиня полей, плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи. От союза с Зевсом родилась дочь Персефона (богиня плодородия и …
  • ДЕМЕТРА
    В греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса, и Реи (Неs. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого …
  • ДЕМЕТРА в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    ("земля-мать") Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с римской Церерой. Она также - покровительница материнства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или Коры, т. …
  • ДЕМЕТРА в Лексиконе секса:
    (греч. - корень "мать"), в греч. мифологии богиня земледелия и плодородия. Поклонение Д. особенно ярко выражалось в проведении Элевсинских мистерий. …
  • ДЕМЕТРА в Большом энциклопедическом словаре:
  • ДЕМЕТРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса. В мифе о Д., оформившемся …
  • ДЕМЕТРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Dhmhthr) - дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греч. …
  • ДЕМЕТРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ДЕМЕТРА
    в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, мать Персефоны. Деметре были посвящены …
  • ДЕМЕТРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: богиня плодородия и земледелия; то же что в древнеримской мифо-логии …
  • ДЕМЕТРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДЕМ́ЕТРА, в греч. мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует рим. …
  • ДЕМЕТРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (???????) ? дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греческой …
  • ДЕМЕТРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. В греческой мифологии: богиня плодородия, покровительница земледелия, кормилица людей. Этимология: Греческое имя Demeter ‘Деметра’. Энциклопедический комментарий: У Деметры …
  • ДЕМЕТРА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. demeter) в древнегреческой мифологии - богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнеримской мифологии церера …
  • ДЕМЕТРА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. demeter] в древнегреческой мифологии - богиня плодородия и земледелия; то же, что в древнеримской мифологии …
  • ДЕМЕТРА в словаре Синонимов русского языка:
    богиня, земледелие, …
  • ДЕМЕТРА в Словаре русского языка Лопатина:
    Дем`етра, …
  • ДЕМЕТРА в Орфографическом словаре:
    дем`етра, …
  • ДЕМЕТРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская …
  • ПЕРСЕФОНА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Кора) - богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса. Супруга Аида, который похитил ее и унес в свое …
  • ПЕРСЕФОНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её (Hes. Theog. …

Деметра

Деметра была великой олимпийской богиней сельского хозяйства, зерна, и хлеба насущного для человечества. Она также осуществляла контроль над передовыми из тайных культов региона, иннициантам которым обещали ее покровительство на пути к счастливой загробной
жизни. Деметра была изображен как зрелая женщина, часто с короной и держащей сноп пшеницы и факел.

Самые известные мифы Деметры:
Похищение ее дочери Персефоны Аидом;
Уход Демофуна (Demophoon), молодого сына Короля Келеуса (Keleus) Элевсина;
Поездки Триптолемоса (Triptolemos), героя, которого послала богиня, чтобы проинструктировать человечество в сельском хозяйстве;
Ее изнасилование Посейдоном, который насильно совокупился с ней, представ перед ней в форме лошади; и др.

РОДИТЕЛИ: Кронос и Рея

Деметра, одно из большинства божеств греков. Деметра – это имя То (Tho), как предполагают некоторые авторы, является тем же самым что и ge meter, то есть, мать - земля, в то время как другие рассматривают Део (Deo), которая синонимична с Деметрой, и получено от критского слова deai, ячмень, то есть Деметра была матерью или дающей ячмень или пищу вообще. Эти две этимологии, однако, не предлагают различия в характере богини. Деметра была дочерью Кроноса и Реи, и сестрой Гестии, Геры, Аида, Посейдона, и Зевса. Как другие дети Кронуса она была сожрана своим отцом, но он вырвал своих детей и ее, в том числе после того, как Метис дал ему рвотное средство. (Hesiod. Theog. 452,; Apollod. 2. § 1). От своего брата Зевса Деметра родила Персефону (Прозерпину) и Диониса (Гесиод, Theoq. 912; Диод, iii. 62), и от Посейдона она родила Деспоену (Despoena) и лошадь Арион (Arion). Самая знаменитая часть в мифе о Деметре – это насильственное воровство ее дочери Персефоны Плутоном, и эта история не только предлагает главную идею, воплощенную в Деметре, но также и направляет наше внимание к основным местам ее культа. Зевс, не уведомив Деметру, обещал Персефону Плутону, и в то время как не подозревающая дева собирала цветы, которые Зевс создал, чтобы соблазнить ее и одобрить схему Плутона, земля, внезапно открылась, и она была украдена Аидом (Плутоном). Ее крики мучения услышали только Геката и Гелиос. Ее мать, которая услышала только эхо ее голоса, немедленно начала поиски своей дочери.

Пятно, где Персефону, как полагали, унесли в нижний мир, различно в различных традициях и мифах; общая история помещает это место на Сицилию, в окрестность Энны, на горе Этна, или между колодцами Киане (Cyane) и Аретуза (Arethusa). Эта легенда, которая указывает на Сицилию, хотя, несомненно, очень древняя, конечно не оригинальная, так как культ Деметры был введен на Сицилию колонистами с МегаРа и Коринфа. Другие традиции помещают воровство Персефоны в Эринеус (Erineus) на Цефиссус (Cephissus), в окрестности Элевсина, в Колоне в Аттике около западного побережья Испании, в Гермионе (Hermione) в Пелопоннесе, или в окрестностях Пизы. В Илиаде и Одиссее явно не упомянут факт воровства Персефоны. Деметра бродила в поисках своей дочери в течение девяти дней, не беря нектара или амброзии, и без купания. На десятый день она встретила Гекату, которая сказала ей, что она услышала крики Персефоны, но не знала, кто ее украл. Оба затем поспешили к Гелиосу, кто сказал им, что Плутон был вором с согласия Зевса. Деметра в гневе сбежала с Олимпа, и осталась на земле среди людей, присуждая подарки и благословения везде, где она была любезно принята, и строго наказывая тех, кто не принимал ее. Поскольку богиня находилась в гневе, она произвела голод на земле, не позволяя произрастать никаким фруктам, Зевс, взволнованный, что люди могут вымереть, послал Айриса, чтобы побудить Деметру вернулась на Олимп. Но напрасно. Зевс отсылал всех богов Олимпа, чтобы примирить ее просьбами и подарками; но она поклялась ни вернуться на Олимп, ни восстановить изобилие земли, пока она не увидеть свою дочь снова. Зевс соответственно послал Гермеса в Эребус, чтобы забрать назад Персефону. Аид согласился, чтобы Персефона вернулась, но дал ей косточку граната, чтобы она не могла навсегда оставаться с Деметрой. Гермес взял ее в колесницу и доставил к ее матери. Зевс послал Рею, чтобы убедить Деметру вернуться на Олимп, и после Персефона должна была часть года (то есть зима) проводить в подземной темноте, а остальную часть года она должна оставаться со своей матерью.

Деметре поклонялись на острове Крит, Тилосе, Арголисе, Аттике, западном побережье Азии, Сицилии и Италии, и ее культ состоял в большой мере в оргиях и таинственных процессиях.


Деметра , в мифологии Древней Греции богиня, отвечающая за плодородие земли и земледелие. Деметра одна из двенадцати богов Олимпа, правящих миром, при этом одна из самых любимых и почитаемых богинь у людей. Деметру просят о том, чтобы зёрна вышли полными и чтобы пахота была удачной, ведь без благословения Великой богини ничего расти не будет. Считается, что именно Деметра обучила людей сеять и пахать землю. Она была милостивой богиней, дающей дары, кормилицей.

Семья и окружение

Отцом и матерью Деметры были титаны Кронос и Рея . Она не только супруга, но и сестра главного олимпийского божества - Зевса , от которого у неё родилась дочь - Персефона . Сёстры и братья Деметры (Гера , Посейдон и Аид) - тоже восседают на Олимпе, все за исключением Гестии , которая отдала своё место на Олимпе Дионису .

Кронос проглотил Деметру так же, как и остальных своих детей. Но Зевс освободил их из этого странного плена с помощью своей матери и Метиды . Позже, когда боги делили власть, Деметре досталась в ведение вся земная природа.

Зевс завоевал любовь своей будущей супруги в образе змея. Однако по мифу фригийцев он был в образе быка. В честь свадьбы с Зевсом Аид подарил своей сестре Деметре остров Сицилию.

В Одиссее Гомера рассказывается о том, что возлюбленным Деметры стал Иасион (или Ясион, или Ээтион). Некое божество с острова Крит, связанное с плодородием и земледелием. На поле вспаханном три раза на Крите Деметра и Иасион разделили ложе и породили Плутоса - божество изобилия и богатства. Зевс приревновав Деметру, убил Иасиона. Хотя этот миф рассказывается в различных вариантах. Есть также версия, что Деметра и Иасион стали родителями и Филомела, которого Деметра вознесла на небо в качестве созвездия Волопаса.

Также рассказывают, что однажды Деметра и Посейдон приняли образы лошадей, и от их связи был рожден конь Арейон.

Мифы о Деметре

Главный миф о Деметре это миф о похищении Персефоны , практически все истории о Деметре так или иначе связаны с этим мифом. Однажды Персефона отправилась собирать цветы для своей матери. В этот самый момент появился Аид из недр земли и силой увез молодую богиню на своей колеснице в тёмное царство теней. Деметра исходила всю землю в поисках своей единственной и возлюбленной дочери. Скорбящая Деметра перестала следить за природой и в отчаянии вовсе запретила цвести цветам и плодиться растениям.

Позже узнала она, что именно её брат Аид похитил Персефону и отправилась к Царю Богов искать помощи. Зевс приказал Аиду вернуть дочь матери. Но Аид поступил хитро. Он отпустил Персефону , но прежде накормил её семенами граната на прощание. Оказалось, что по древнему правилу всякий вкусивший пищи или питья в царстве мёртвых больше не может вернуться в мир живых. Но от того, что земля опустела, не росли растения и деревья не давали плоды, люди начали голодать и перестали возносить жертвы богам. Зевсу пришлось найти компромисс. Его повеление заключалось в следующем: часть года Персефона будет жить в царстве теней Аида в качестве его жены, а часть года возвращаться к матери Деметре. Так возникли времена года, зимой природа замирает в ожидании возвращения Персефоны к матери, летом же природа ликует оттого, что радуется Деметра вновь встретившая свою дочь.

Есть версия, что Деметра искала свою дочь ровно девять дней, на девятый день не найдя ни следа она обратилась к Гелиосу (Солнцу), который видит все вокруг и тот рассказал Деметре кто похитил её дочь. Существует и предположение, что именно Зевс разрешил Аиду забрать Персефону и, когда Деметра поняла это, она отправилась путешествовать по миру, приняв облик старухи.

О скитаниях Деметры рассказывают Павсаний и Гомеровский гимн "К Деметре". Деметра добралась до соседнего с Афинами Элевсина и опустилась на камень, который был назван позже камнем скорби, у родника (или колодца) Анфиона. Дочери царя Элевсина Келея увидели заплаканную богиню, но Деметра не раскрыла им свою тайну, а лишь рассказала, что она с острова Крит и её ограбили. Царевны отвели Деметру в дом своего отца, предложив ей кров и работу. Но Деметра выдала себя, входя в дом она задела притолоку двери и весь дом залился сиянием. Царица Метанира сразу поняла, что перед ней вовсе не смертная. Поклонившись странной путнице, Метанира предложила ей занять её кресло, но Деметра отказалась и устроилась на простой деревянной скамье. Она предавалась печали, не ела и не пила, никого не замечая вокруг. Только старухе-служанке Ямбе удалось вызвать краткую улыбку Деметры, так задорны были её шутки (поэтому и называется стихотворный метр Ямбом).

Царица доверила чужестранке своего сына Демофонта (по Гигину - Триполема) и в течение нескольких дней младенец стал взрослее на целый год. Деметре понравился ребёнок и она возжелала сделать его бессмертным, она натирала младенца амброзией, заворачивала в пелёнки и закаляла его в пылающей печи. Но Метанира увидела это действо и подняла страшный крик (одна из версий утверждает, что ребёнок погиб из-за вмешательства его матери в таинство). Тогда Деметра предстала перед обитателями дома в своём истинном обличии и повелела построить храм в городе, а у родника Анфион - алтарь.

Так Деметра сидя в своём храме в Элевсине предавалась печали, пока природа гибла на глазах богов и людей. Как ни уговаривал Зевс Деметру вернуться на Олимп и кого бы не посылал к Деметре, она отказывалась. Пришлось Царю Богов повелеть Аиду вернуть Персефону . И только тогда, когда Персефона вернулась к матери, Деметра скинула с себя оцепенение и природа вновь ожила.

Благодаря за гостеприимство, Деметра научила земледелию жителей Элевсина. Триполему она подарила семена пшеницы, Триполем первый вспахал землю и засеял поле. А затем по повелению Деметры Триполем облетел всю землю на дарованной ему крылатой колеснице и научил людей всего мира засевать поля.

Существует и другой миф о возникновении времён года. Миф об Иасионе и Деметре. Когда возревновавший Зевс поразил перуном (молнией) критское божество, Деметра огорчилась настолько, что запретила природе приносить плоды и тогда Царь Богов разрешил Иасиону временно возвращаться на землю к Деметре. Порождение же Плутоса по Гесиоду является образом того, как Деметра научила людей земледелию.

Имя, эпитеты и характер

Имя Деметры свидетельствует о её древнем хтоническом прошлом (букв. "мать-земля"; греч. da-de-ge, "земля"). К Деметре обращаются как к Хлое ("зелень", "посев"), Карпофоре ("дарительница плодов"), Фесмофоре ("устроительница", "законодательница"), Сито ("хлебодарная"), эти эпитеты Деметры говорят о её функции как богини плодородия. Добрая к людям, Деметра помощница в трудах крестьян, она внешне прекрасная и светлая богиня.

Эпитеты Деметры "Ахея" (Ахена), то есть "скорбящая", и "Эриния", то есть "мстящая" указывают на ее образ в мифе о похищении её дочери.

В мифе о Деметре отражается борьба между жизнью и смертью. Чтобы выросли растения и появились плоды, старые растения должны умереть и стать удобрением, то есть жизнь невозможна без смерти. В Древней Греции символом плодовитости было гранатовое зернышко, но им почему-то владеет бог мертвых.

В римской мифологии Деметру отождествляют с Церерой.

Культ Деметры и символика

Деметру почитают земледельцы. Её прославляют на праздниках Фесмофориях как устроительницу правильных земледельческих порядков, участие в празднике принимали главным образом женщины. Деметру почитают как одну из древних Великих богинь (Рея-Кибела , Гея), дарующих земле силу родить урожай, а животным и людям плодиться. На этом празднике почитают и Персефону - дочь Деметры, их называют "двумя богинями" и дают клятвы именем "обеих богинь". На празднествах проводились ритуалы, направленные на увеличение плодовитости.

Атрибуты Деметры - колосья, серп, плоды, и иногда рог изобилия. Её цветы - васильки (венок из васильков надела Деметра, радуясь возвращению дочери).

Главный священный город Деметры - Элевсин в Аттике, там в течение 9 дней боэдромиона (сентября) проводились Элевсинские мистерии, представлявшие горе Деметры, её похождения, связь между миром живых и миром мёртвых, очищение физическое и духовное. Афинские семьи имели право участия в элевсинских мистериях, передававшееся по наследству, они повиновались обету молчания, из-за которого о мистериях известно не очень много. Эсхил тоже пользовался таким правом, однажды он был даже изгнан из Афин разглашение ритуальных тайн.

Возникли эти мистерии возможно в микенскую эпоху еще в середине II тыс. до н.э. По мифам именно Деметра научила этим таинствам элевсинцев, после возвращения Персефоны . Участники обрядов пили напиток из мяты и ячменя (кикеон), который по легенде Деметра пила в доме Келея, после чего они посещали храм Деметры, где демонстрировались некие священные предметы. Принимать участие в этих таинствах разрешалось даже рабам. Есть также версия, что в состав напитка кикеон входили некие психотропные вещества, которые позволяли участникам обряда достигать изменённого состояния сознания.

Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса . Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней. В Гермионе (Коринф) Деметра почиталась как Хтония ("земляная"), покровительница горячих источников). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Чёрной"). У Гесиода Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои мольбы.

На горе Афон в Греции сохранился жертвенник Деметре, его конструкция с кровостоком и жёлобом для шеи даёт право предполагать, что на нём приносились человеческие жертвы.

Влияние образа Деметры на культуру и искусство

В искусстве Деметра изображалась двояко: как добрая к людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как скорбящая мать в облике женщины, окутанной покрывалом.

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Ей посвящена пьеса Аристия "Деметра", а также она упоминается в "Одиссее" Гомера.

Среди памятников античного изобразительного искусства наиболее известна "Деметра Книдская". Сохранились также посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные статуэтки из терракота, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях так называемых склепов Деметры в Большой Близнице и в Керчи.

В иллюстрациях к книгах средневековья Деметра выступает как покровительница сельских работ и как олицетворение лета. В эпоху Возрождения Деметра часто изображается обнажённой. В европейском искусстве 16-18 образ Деметры был связан с прославлением даров природы (рисунки Дж. вазари и Х. Голциуса, картины Я. Йорданса "Жертвоприношение Церере", П.П. Рубенса "Статуя Цереры" и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.).

Наиболее значительные произведения европейской литературы - поэзия Ф. Шиллера "Элевсинский праздник" и А. Теннисона "Деметра и Персефона". Известна и опера Н. Йоммелли "Умиротворённая Деметра".

В современности

В честь Деметры назван астероид главного пояса (402) Хлоя, открытый в 1895 году французским астрономом Огюстом Шарлуа в Ницце.

Так же в честь богини назван Венец Деметры на планете Венера.

В солнечной системе в честь римского аналога богини названа карликовая планета, ранее считавшаяся астероидом - Церера.

Деметра (Δημήτηρ), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, гражданского устройства и брака, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (Гесиод, Теогония, 453, 912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально, "земля-мать"). Культовые обращения к Деметре: Хлоя ("зелень", "посев"), Карпофора ("дарительница плодов"), Фесмофора ("законодательница", "устроительница"), Сито ("хлеб", "мука") указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, Илиада, V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, Opp. 300, 465). К Деметре взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос – бог богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969-974).

Персефона срывает цветок, Борис Валледжо

Деметра встречает Персефону, Фредерик Лейтон

Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор, I 5, 2). В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.

Деметра – прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют "двумя богинями" и клянутся именем "обеих богинь" ("Женщины на празднике Фесмофорий" Аристофана). Главное священное место Деметры – Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь – "обе богини" почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.

Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как "страсти" Деметры, считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе в Аркадии, где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра Эриния омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (Павсаний, VIII 25, 5-7). В коринфском Гермионе Деметра почиталась как Хтония ("земляная") и Термасия ("жаркая"), покровительница горячих источников. В Фигалее в Аркадии почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Чёрной") (Павсаний, VIII 5, 8). У Гесиода Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои мольбы. Деметра была предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии. В римской мифологии богине Деметре соответствует Церера.

В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство стало изображать ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Любимым сюжетом для скульпторов античности было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее). Среди других памятников античного изобразительного искусства: "Деметр Книдская" (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Деметры, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (так называемые катакомбы Деметры в Большой Близнице и в Керчи).

В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты – колосья, корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в европейском искусстве 16-17 столетий было связано с прославлением даров природы (рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса "Жертвоприношение Церере", Рубенса "Статуя Цереры" и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других художников).